Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2004 г. N А56-16711/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 3 комбинированного вида Кировского административного района Санкт-Петербурга Пасевиной Л.А. (доверенность от 15.12.04 N 824), адвоката Харченко И.Ю. (доверенность от 10.12.04 N 111), от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 25.12.03 N 06-23/18047),
рассмотрев 20.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.04 по делу N А56-16711/04 (судья Демина И.Е.),
установил:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 комбинированного вида Кировского административного района Санкт-Петербурга (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 10.03.04 N 0071/03/325п о взыскании с учреждения 1 755 280 руб. 77 коп. задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за счет имущества должника.
Решением суда от 16.08.04 оспариваемое решение таможни признано недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и отказать учреждению в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, учреждение не приняло мер по получению гуманитарного груза в полном объеме и распределению его среди малообеспеченных слоев населения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители учреждения возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужило нецелевое использование учреждением поступивших в его адрес 49 693 кг гуманитарной помощи в виде бывших в употреблении одежды и обуви, выявленное сотрудниками Северо-Западного таможенного управления в ходе проверки целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Порядок оказания гуманитарной помощи Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335. Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, утверждена приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429. Названными нормативными правовыми актами предусмотрено, что при таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес учреждения поступил груз гуманитарной помощи общим весом 62 928 кг. После таможенного оформления по грузовым таможенным декларациям NN 03914/180601/0002729, 03914/050701/0003108, 03914/201101/0005594 и 10210120/150302/0002278 гуманитарная помощь принята заявителем в соответствии с актами от 18.06.01 N 1, от 06.07.01 N 2, от 23.11.01 N 4 и от 18.03.02 без номера и поставлена на учет в ведомости учета движения малоценного инвентаря. Согласно данным бухгалтерской отчетности гуманитарная помощь весом 57 148 кг распределена среди конечных получателей согласно ведомостям от 18.06.01, от 06.07.01, от 23.11.01 и от 19.03.02. Часть груза весом 4 255 кг списана в соответствии с актами от 02.09.01 N 2, от 09.09.01 N 3, от 14.01.02 N 6, от 21.03.02 N 5, от 01.04.02 N 2 и от 05.04.02 N 10.
Согласно акту проверки от 25.04.03 вывод о нецелевом использовании учреждением 49 693 кг гуманитарной помощи основан на том, что данное количество товара им фактически не получено. Однако, по мнению кассационной инстанции, невозможно использовать не по целевому назначению товар, который фактически не получен.
Кассационная инстанция отклоняет довод таможни о том, что в ходе проверки выявлены факты необоснованного списания товара, поскольку данное обстоятельство отражено в акте проверки как подтверждающее целевое использование гуманитарной помощи.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации от 25.04.03 до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей. Такое требование, а также доказательство его направления учреждению в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что таможня не доказала наличия оснований для вынесения оспариваемого решения, является правильным, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.04 по делу N А56-16711/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2004 г. N А56-16711/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника