Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2004 г. N А05-7213/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.09.2004 по делу N А05-7213/04-12 (судья Ивашевская Л.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская фабрика мягкой мебели" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе списать реструктуризированную кредиторскую задолженность по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость в сумме 599 651 руб. 82 коп., и обязании налоговой инспекции принять решение о списании указанной суммы задолженности.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2004 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и заявление Общества оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации).
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление 1002) налоговая инспекция приняла решение от 18.04.2000 N 03-19/6374 о реструктуризации кредиторской задолженности Общества по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Названным решением налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом в общей сумме 1 035 400 руб. сроком на 10 лет с условием равномерного ежеквартального ее погашения. Установлено, что задолженность по налогам и сборам в сумме 348 400 руб. должна быть погашена в течение 6 лет (включая задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 269 666 руб. 90 коп.), а задолженность по пеням и штрафам в сумме 687 000 руб. (в том числе по налогу на добавленную стоимость - 599 651 руб. 82 коп.) - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Сторонами согласован и налоговым органом утвержден график погашения Обществом реструктуризированной задолженности. Согласно утвержденному графику датой начала погашения задолженности определено 15.06.2000 или 15 число последнего месяца второго квартала.
Общество в течение 2-х лет после принятия решения от 18.04.2000 N 03-19/6374 о реструктуризации задолженности по налогам и сборам погасило половину суммы реструктуризированной задолженности по налогу на добавленную стоимость - 134 833 руб. 45 коп, в связи с чем обратилось в налоговый орган с заявлением о списании половины суммы задолженности по пеням и штрафам. По решению налоговой инспекции от 28.11.2002 N 03-19/40721 списана половина задолженности Общества по пеням и штрафам (299 825 руб. 91 коп.).
Спустя два года, после погашения 29.04.2004 по платежному поручению от 28.04.2004 N 76 всей суммы реструктуризированной задолженности по НДС. Общество 29.04.2004 направило в налоговую инспекцию заявление о принятии решения о списании оставшейся половины суммы реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.
Налоговый орган в письме от 05.05.2004 N 03-19/20784 отказал Обществу в списании задолженности, сославшись на несоблюдение одного из условий списания задолженности по пеням и штрафам, установленных пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации: уплата реструктуризированной кредиторской задолженности по налогам и сборам произведена за пределами установленного Постановлением N 1002 четырехлетнего срока, исчисляемого с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации.
Общество, считая действия налоговой инспекции незаконными, обжаловало их в арбитражном суде, и суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция, проверив законность принятого судом первой инстанции решения, считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Согласно пункту 4 этого Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом в пункте 5 Порядка проведения реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное (в течение двух и четырех лет) погашение задолженности по налогам и сборам и положительные последствия такого погашения - списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.
Статьей 138 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее Закона N 194-ФЗ) установлено, что, начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых приняты решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, в соответствии с постановлением Правительства N 1002, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктуризированной задолженности по налогам в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством РФ.
Во исполнение статьи 138 Закона N 194-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам". В постановлении указано, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктуризированной в соответствии с постановлением Правительства N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим Министерством).
Во исполнение постановления Правительства РФ N 269 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - Правила).
Этими Правилами предусмотрено, что при погашении половины реструктуризированной задолженности по налогам в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства РФ по налогам и сборам по месту нахождения организации производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности. При погашении реструктуризированной задолженности в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства РФ по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
То есть двухлетний и четырехлетний сроки гашения задолженности по налогам, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам, исчисляются с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации.
Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик имел право обратиться в налоговый орган с просьбой о списании с него задолженности по пеням и штрафам только при условии полного погашения им задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации.
Поскольку решение налогового органа о реструктуризации принято 18 апреля 2000 года, а погашение всей суммы реструктуризированной задолженности по налогам осуществлено Обществом 29 апреля 2004 года, налоговая инспекция правомерно признала Общество не выполнившим условие списания всей суммы задолженности по пеням и штрафам - погашение задолженности по налогам досрочно, в течение четырех лет после вынесения налоговым органом решения о реструктуризации. Налогоплательщиком пропущен четырехлетний срок, исчисляемый с даты принятия решения о реструктуризации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает отказ налогового органа в списании задолженности по пеням и штрафам в полном объеме законным и обоснованным.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Общества на тот факт, что налоговый орган при списании первой половины суммы задолженности по пеням и штрафам исчислял двухлетний срок с даты погашения задолженности, установленной графиком.
Выдвинутое законодателем условие о досрочной уплате задолженности предполагает уплату налогоплательщиком имеющейся задолженности в иные сроки, чем установлены графиком погашения задолженности, рассчитанным на 6 лет.
Неправильное определение налоговым органом даты, с которой исчисляется двухлетний срок для списания половины долга по пеням и штрафам, не может служить основанием для признания незаконными последующих законных действий налоговой инспекции, выразившихся в отказе списать вторую половину суммы задолженности по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость ввиду несоблюдения Обществом условия списания такой задолженности.
Кассационная инстанция считает ошибочным применение в рассматриваемом деле норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), его пункта 7 статьи 3.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 данного Кодекса.
Постановление N 1002 принято во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Следовательно, это постановление является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (пункт 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а не актом законодательства о налогах и сборах. Правильность вывода о неприменении норм Налогового кодекса Российской Федерации при решении вопросов о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет подтверждена и решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2002 N ГКПИ 2001-1751.
Довод Общества о включении в сумму реструктуризированной задолженности по налогам задолженности по арендной плате за аренду земельных участков также подлежит отклонению, поскольку заявление о реструктуризации кредиторской задолженности по конкретным суммам подлежащих реструктуризации обязательных платежей подает налогоплательщик самостоятельно. Заявлений об исключении указанных платежей из суммы реструктуризированной задолженности и внесении изменений в графики погашения задолженности Общество не подавало.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогоплательщика, а потому решение суда подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (1000 руб.) и кассационной (500 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.09.2004 по делу N А05-7213/04-12 отменить. Открытому акционерному обществу "Архангельская фабрика мягкой мебели" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская фабрика мягкой мебели" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2004 г. N А05-7213/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника