Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2004 г. N А56-49835/83
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А. и Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова М.В. (доверенность от 29.10.2004 N 19-05/23210), рассмотрев 15.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 25.03.2004 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 (судьи Дроздов А.Г., Исаева И.А., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49835/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 30.12.2003 N 3030461 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость и обязании налогового органа возместить из бюджета 1 664 083 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2003 года путем возврата на расчетный счет Общества с процентами, начисленными на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ за период с 04.08.2003 по 19.02.2004 в сумме 143 296 руб. 08 коп., и 9816 руб. 49 коп. налога - путем зачета.
Решением суда от 25.03.2004 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов к выручке, полученной за вывезенные с территории Российской Федерации припасы в таможенном режиме перемещения припасов, и право на соответствующие налоговые вычеты. При этом налоговый орган ссылается на недоказанность фактов доставки товаров в адрес Общества и перемещения припасов, а также нарушение Обществом положений статьи 169 НК РФ. Кроме того, налоговый орган считает, что у налогоплательщика отсутствует право на получение процентов за несвоевременный возврат суммы налога по пункту 4 статьи 176 НК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 20.03.2003 Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2003 года с комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В указанной декларации Общество отразило выручку от реализации нефтепродуктов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", облагаемую по ставке 0 процентов, в сумме 9 151 251 руб. и налоговые вычеты в сумме 1 673 900 руб. В заявлении, направленном в налоговый орган, Общество просило возвратить подлежащую возмещению из бюджета сумму налога на его расчетный счет.
В уведомлении от 25.06.2003 N 07-06/13589 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о принятом решении возместить 120 223 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе в возмещении 1 553 678 руб. этого налога в связи с неподтверждением обоснованности налоговых вычетов.
В период с 01.04.2003 по 01.06.2003 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налоге на добавленную стоимость за период с 01.02.2003 по 28.02.2003, результаты которой отражены в акте от 28.07.2003 N 3030461. На основании материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекцией принято решение N 3030461 от 30.12.2003, согласно которому Общество не подтвердило в установленном порядке правомерность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Обществу доначислен налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов в сумме 642 764 руб. 94 коп. (внутренний рынок), начислены пени - 9706 руб. 73 коп., и налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 128 552 руб. 98 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость. Заявленную к возмещению сумму налога - 1 673 900 руб. (экспорт) - решено восстановить для бюджета.
Считая такое решение налоговой инспекции незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за февраль 2003 года по операциям перемещения припасов.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов законным и обоснованным.
Как установлено судом, во исполнение контракта от 11.02.2002 N 004/2 и от 22.03.2002 N 005/2, заключенного с "SIA GROUP LTD", Общество осуществляло поставку бункерного топлива. Реализация нефтепродуктов оформлена Обществом в таможенном режиме перемещения припасов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации морских судов.
Таможенный режим перемещения припасов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов".
Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом Российской Федерации были изданы приказ от 07.08.2001 N 765 "О таможенном режиме перемещения припасов, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524", действовавший до 27.11.2001, и введенный в действие с 28.11.2001 приказ от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов".
В приложении к приказу от 19.10.2001 N 1000 изложены особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Там же указано, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах. Решение о выпуске припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов оформляется путем проставления на заявке подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати.
Кроме того, на всех экземплярах заявки должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Погрузка разрешена" и подпись, которую заверяет оттиском личной номерной печати, а также дату принятия решения о возможности выпуска товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов.
Предусмотрено, что в качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и с учетом особенностей их оформления, предусмотренных в приложении к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", представило налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факты поставки и реализации припасов (помещение под таможенный режим перемещения припасов) в соответствии с заключенными контрактами, так и факт поступления валютной выручки.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне и полно оценив доказательства, представленные Обществом в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, подтвердили наличие у Общества права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты по спорной декларации и признали недействительными решение налоговой инспекции от 30.12.2003 N 3030461 о привлечении Общества к налоговой ответственности. При этом при принятии решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к переоценке выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает основанными на нормах главы 21 НК РФ обжалуемые судебные акты и в части, связанной с возложением на налоговую инспекцию обязанности по возмещению Обществу налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата подлежащей возмещению суммы на его расчетный счет с начисленными на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ процентами.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Поскольку налоговой инспекцией не вынесено в установленный срок законное и обоснованное решение, суды правомерно возложили на налоговый орган обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы Общества и возместить налогоплательщику из бюджета 1 664 083 руб. 51 коп. налога на добавленную стоимость по декларации за февраль 2003 года путем возврата названной суммы на расчетный счет Общества с начисленными на эту сумму 143 296 руб. 08 коп. процентами за нарушение срока возврата налога.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49835/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2004 г. N А56-49835/83
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника