Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2004 г. N А56-15466/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Пирометр" Осетинского А.Л. (доверенность от 30.12.03 N 125/1) и Шуваловой Ю.И. (доверенность от 01.11.04 N 106), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова М.В. (доверенность от 29.10.04 N 19-05/23210),
рассмотрев 15.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 24.06.04 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 16.09.04 (судьи Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15466/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Пирометр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.01.04 N 040327 и об обязании налогового органа возвратить из бюджета 125 008 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2003 года.
Решением от 24.06.04 суд удовлетворил заявление, установив соблюдение Обществом требований пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и его право на применение ставки 0% при поставке на условиях FCA (Инкотермс) товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Апелляционная инстанция постановлением от 16.09.04 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, Общество не имеет право на применение ставки 0% и вычет оспариваемой суммы НДС, так как в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ на представленных им копиях авианакладных отсутствует отметка пограничных таможенных органов, подтверждающая вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, а поставка товара согласно контракту от 14.12.2000 N 16/39 осуществлена на условиях РСА-Санкт-Петербург (Инкотермс), следовательно, "собственником товара в момент его передачи в Санкт-Петербурге становится иностранный покупатель, который и вправе помещать его под таможенный режим экспорта".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 20.01.04 Инспекция в ходе проверки документов, представленных Обществом с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года, признала неправомерным предъявление к возмещению 125 008 рублей НДС, уплаченных заявителем при реализации товаров по контракту от 14.12.2000 N 16/39. Вывод налогового органа основан на том, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ на копиях авианакладных отсутствует отметка пограничных таможенных органов, подтверждающая вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, а поставка товаров по названному контракту осуществлена на условиях FCA-Санкт-Петербург, следовательно, право помещать товар под режим экспорта принадлежит иностранному покупателю, а применение российским продавцом ставки 0% неправомерно. Принятым по результатам проверки решением от 20.01.04 N 040327 Инспекция отказала Обществу в возмещении 125 008 рублей НДС за сентябрь 2003 года.
Кассационная инстанция считает, что данное решение налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6, 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в статье 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога или об отказе (частично или полностью) в его возмещении.
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ в этот перечень включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом установленных этой нормой особенностей. Одной из таких особенностей является то, что при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом налогоплательщик должен для целей названной нормы представить копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае Общество вместе с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года представило в Инспекцию полный пакет документов, приведенных в пункте 1 статьи 165 НК РФ. В числе этих документов представлены копии международных авиационных накладных с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации - Лос-Анджелес (том 1, листы дела 52 и 55), что соответствует требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Вместе с тем, на представленных в материалы дела копиях авианакладных имеются отметки Пулковской таможни о вывозе товаров 19.03.03 и 09.05.03 с указанием даты подтверждения - 22.05.03.
Неправомерен и довод Инспекции об отсутствии у Общества оснований для применения ставки 0%, поскольку поставка товаров осуществлена на условиях FСА-Санкт-Петербург, что предусматривает передачу его перевозчику на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения (в том числе и по ставке 0%) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях главы 21 Налогового кодекса РФ статьей 147 этого Кодекса установлено, что территория Российской Федерации признается местом реализации товаров и тогда, когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России. Согласно же подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В пакете документов, представленных Обществом вместе с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года, контракт от 14.12.2000 N 16/39, который в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ заключен с компанией "Нортерн Велосити Лтд" на поставку в США авиамодельных двигателей, запасных частей и деталей к ним, а также другого инвентаря для моделирования
Поскольку Инспекция в ходе кассационного обжалования принятых по делу судебных актов не оспаривает соответствие представленных Обществом вместе с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года документов подпунктам 2-3 пункта 1 статьи 165 НК РФ и факт уплаты им 125 008 рублей НДС при осуществлении экспортных операций, а соблюдение требований подпунктов 1 и 4 названной нормы подтверждено имеющимися в деле достоверными и допустимыми доказательствами, суд обоснованно признал ее решение недействительным и обязал возвратить заявителю 125 008 рублей НДС, установив отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета этой суммы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.04 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15466/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А56-15466/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника