Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2004 г. N А56-14541/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от закрытого акционерного общества "Рефрижераторная компания" юрисконсульта Семеновой Е.Н. (доверенность от 10.11.2003 N 04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Кокоева А.В. (доверенность от 17.03.2004 N 16/5059), рассмотрев 16.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.05.2004 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 (судьи Петренко Т.И., Шульга Л.И., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14541/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Рефрижераторная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 05.04.2004 N 402258/164 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и вынести по делу новое решение - об отказе обществу в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что общество неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов по экспортным операциям по декларациям за декабрь 2002 года и май 2003 года, поскольку представленными обществом выписками банка не подтверждается фактическое поступление выручки от иностранного покупателя.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установил следующее.
Согласно условиям договоров поставки от 13.11.2002 N 04-11/2002П и от 15.04.2003 N 014-04/2003П, заключенных с фирмой "AS "SKINEST PROJEKT", общество осуществило поставку товаров - гидропередачи УГП-300 в таре и ее запасных частей, автомобильным транспортом в Эстонию (приложения к делу, л.д. 13-14, 37-38).
Общество 20.01.2003 представило в инспекцию налоговые декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2002 года, а 20.06.2003 - за май 2003 года, приложив к ним документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в которых заявило к возмещению из бюджета соответственно 99 490 руб. и 55 430 руб. налога.
По результатам камеральных проверок указанных деклараций инспекцией приняты решения от 15.04.2003 N 12 и от 23.09.2003 N 27 о возмещении из бюджета заявленных обществом сумм НДС (л.д. 33 - 35).
Впоследствии инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.03.2002 по 30.09.2003, по результатам которой составлен акт от 19.02.2003 N 2042588 и вынесено решение от 05.04.2004 N 402258/164 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 32 080 руб. штрафа за неполную уплату НДС за декабрь 2002 года и май 2003 года. Кроме того, указанным решением обществу доначислено 160 401 руб. НДС и 6 808 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неподтверждении обществом поступления валютной выручки от иностранного покупателя - фирмы "AS "SKINEST PROJEKT" по экспортным контрактам от 13.11.2002 N 04-11/2002П и от 15.04.2003 N 014-04/2003П.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало это в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суды указали на несоответствие обжалуемого решения инспекции нормам законодательства о налогах и сборах.
Кассационная инстанция считает данный вывод судов правомерным по следующим основаниям.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ, согласно которому для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет комиссионера или налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В данном случае инспекция не оспаривает факт экспорта товара. Уплата НДС поставщикам общества подтверждается платежными документами, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, что также не оспаривается налоговым органом.
Кассационная инстанция считает, что суды, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, сделали правомерный вывод о том, что общество представило в инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе выписки банка открытого акционерного общества "Альфа-Банк" (далее - ОАО "Альфа-Банк"), подтверждающие поступление валютной выручки на расчетный счет общества по экспортным контрактам.
Оплата товара по контракту от 13.11.2002 N 04-11/2002П поступила на расчетный счет заявителя в закрытом акционерном обществе "Сити Инвест Банк" (далее - ЗАО "Сити Инвест Банк") на основании платежного поручения от 28.11.2002 N 537 банка - нерезидента "ХАНСА БАНК", имеющего корреспондентский счет в ОАО "Альфа-Банк" (приложения к делу, л.д. 21). По контракту от 15.04.2003 N 014-04/2003П выручка поступила на расчетный счет заявителя на основании платежных поручений от 12.05.2003 N 677 и от 14.05.2003 N 740 (приложения к делу, л.д. 51, 53).
Указанные платежные поручения содержат сведения о плательщике - "ХАНСА БАНК" и о назначении платежа со ссылкой на контракты и инвойсы (л.д. 66 и л.д. 19 приложений).
Согласно справке от 08.07.2004 N 200.462-030/017972 банком "ХАНСА БАНК", подтверждено, что фирма "AS "SKINEST PROJEKT" имеет в банке действующий расчетный счет, с которого осуществлены денежные переводы обществу по контрактам от 13.11.2002 N 04-11/2002П и от 15.04.2003 N 014-04/2003П.
При этом следует отметить, что нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту.
Поступление денежных средств по системе корреспондентских счетов соответствует требованиям Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 12.12.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по этим счетам" и не противоречит положениям экспортных контрактов.
Согласно подпункту 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. Доказательств того, что общество допустило нарушение валютного законодательства в виде неполучения экспортной валютной выручки от иностранного партнера по указанным выше контрактам, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции от 05.04.2004 N 402258/164, основанное на ошибочном выводе о неподтверждении поступления выручки по экспортным контрактам общества.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14541/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Морозова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2004 г. N А56-14541/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника