Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2004 г. N А56-14103/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Блиновой Л.В., Хохлова Д.В., при участии от закрытого акционерного общества "Первый кондитерский комбинат "Азарт" Арешкина К.В. (доверенность от 01.07.04), Смирновой Т.Е. (доверенность от 01.07.04), от отделения Федерального казначейства по Курортному району Санкт-Петербурга Васильевой С.А. (доверенность от 12.01.04),
рассмотрев 14.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Первый кондитерский комбинат "Азарт" на решение от 24.06.04 (судья Ресовская Т.М.) и постановление апелляционной инстанции от 16.09.04 (судьи Спецакова Т.Е., Цурбина С.И., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14103/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Первый кондитерский комбинат "Азарт" (далее - ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выраженного в отказе возвратить ему 426 080 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год и обязании налоговой инспекции возвратить эту сумму на счет заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено отделение Федерального казначейства по Курортному району Санкт-Петербурга (далее - казначейство).
Решением суда от 24.06.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.04, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда от 24.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.04 и удовлетворить требования общества, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель казначейства просил оставить решение и постановление без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Согласно материалам дела, заявитель представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год и заявление от 21.01.04 N 01/54 о возврате 753 530 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год. Письмом от 17.11.03 N 15-16/22495 налоговая инспекция оставила заявление налогоплательщика без удовлетворения на том основании, что общество при исчислении суммы земельного налога, указанной в уточненной декларации, применило ставку налога, установленную Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге) без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете.
Суд кассационной инстанции считает, что решение арбитражного суда об отказе обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выраженного в отказе возвратить ему 426 080 руб., является законным, поскольку указанная сумма не является излишне уплаченной. Принимая решение, суд сделал правильный вывод о том, что при исчислении земельного налога налогоплательщик должен последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых федеральными законами коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Сумма земельного налога за 2003 год правильно исчислена налогоплательщиком на основании средних ставок, установленных Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, с применением повышающих коэффициентов, поэтому правовые основания для ее перерасчета отсутствуют.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод заявителя о том, что при расчете земельного налога к ставкам, установленным Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, не подлежит применению коэффициент "2", установленный статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". По его мнению, Закон о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге подлежал применению с 1999 года, поскольку принят в середине налогового периода, а следовательно, в 1999 году в Санкт-Петербурге действовали ставки земельного налога, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга 1995 года), на основании которого и должен производится расчет земельного налога
Однако применение в 1999 году ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга 1995 года, противоречит воле законодателя, направленной на изменение ставок земельного налога. Правовых препятствий в применении установленных в 1998 году новых ставок земельного налога нет. Нет оснований и для неприменения повышающего коэффициента, установленного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", иное противоречило бы цели введения индексирующего коэффициента.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14103/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В.Ветошкина |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2004 г. N А56-14103/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника