Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2005 г. N А56-23343/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А., Чертилиной З.А., при участии в судебном заседании от отделения Федерального казначейства Минфина РФ по Лодейнопольскому району Ленинградской области - Чекстер В.М. (доверенность от 08.01.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела социальной защиты населения МО "Лодейнопольский район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2004 по делу N А56-23343/04 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Отдел социальной защиты населения муниципального образования "Лодейнопольский район Ленинградской области" (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий руководителя отделения Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее - Казначейство) Касьяновой Е.В. и об обязании ее принять заявку Отдела на выплату денежных компенсаций в сумме 21 456 руб. 68 коп. гражданке Гончар Нине Николаевне на основании исполнительного листа от 25.11.2003, выданного Лодейнопольским городским судом Ленинградской области.
Решением от 31.08.2004 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отдел просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, указывая на неприменение судом подлежащего применению постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, которым утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов по денежным обязательствам получателей денежных средств (далее - Правила).
Отдел надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Казначейства просил оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 13.11.2003 выдан исполнительный лист от 25.11.2003 N 2-753 о взыскании с Отдела в пользу Гончар Н.Н. 21 456 руб. 68 коп. на выплату компенсации за вред, причиненный здоровью, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку. Указанным решением суда за гражданкой Гончар Н.Н. признано право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Во исполнение указанного решения суда Отдел направил в адрес Казначейства соответствующие заявки и названный исполнительный лист.
10.12.2003 Казначейство возвратило Отделу заявки и исполнительный лист с указанием на то, что средства для исполнения судебных актов по данным видам выплат за прошлые годы на 2003 год не предусмотрены, и с предложением обратиться с соответствующими заявками и исполнительным листом в Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Считая, что действия руководителя Казначейства не соответствуют закону, Отдел обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. По мнению заявителя, Казначейство необоснованно не применило положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, и неправомерно отказало в принятии заявки на выплату компенсаций, взысканных по решению суда.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении Отделом порядка исполнения судебных решений по искам граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.01.2003 N 6. Довод заявителя о незаконном неприменении Казначейством положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 признан судом несостоятельным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Казначейства и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым по делу решением и считает его полностью соответствующим материалам дела, требованиям закона. Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Названные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 установлен порядок исполнения требований исполнительных листов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов, указанных в пункте 1 Правил.
Как видно из материалов дела, взыскателем по исполнительному листу от 25.11.2003 является гражданка Гончар Н.Н., а должником - Отдел.
При таких обстоятельствах следует признать, что исполнение судебного решения в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, не может быть произведено на основании предъявленного Отделом исполнительного листа от 25.11.2003.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных в настоящей статье, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда РФ) от 24.01.2003 N 6 в целях организации работы Минтруда РФ и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по обеспечению исполнения актов судебных органов о взыскании с органов социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области, утвержден порядок работы Минтруда РФ и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Отделом не соблюден установленный постановлением Минтруда РФ от 24.01.2003 N 6 порядок исполнения решения Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 13.11.2003.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признании незаконными действий руководителя Казначейства.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2004 по делу N А56-23343/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела социальной защиты населения муниципального образования "Лодейнопольский район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А56-23343/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника