Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 декабря 2004 г. N А56-14523/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании от закрытого акционерного общества "Раском" юриста Константиновой А.Г. (доверенность от 17.05.2004 N 111-14), главного бухгалтера Шехтман Т.И. (доверенность от 08.04.2004 N 111-04), заместителя главного бухгалтера Герасимовой И.А. (доверенность от 17.05.2004 N 113-04),
рассмотрев 21.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.06.2004 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 (судьи Петренко Т.И., Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14523/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Раском" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 02.04.2004 N 03/9793, требований об уплате налога и налоговой санкции от 02.04.2004 N 0412001604 и N 0412001605 в части доначисления 2 462 260 руб. налога на добавленную стоимость, 77 189 руб. пеней и 492 452 руб. штрафа.
Решением суда от 22.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2004, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно определяло налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) без учета изменений, внесенных в названную статью Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ (далее - Закон N 57-ФЗ).
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты Обществом в бюджет ряда налогов за период с 01.01.2001 по 30.09.2003. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 17.02.2004 N 03/970 и с учетом представленных заявителем возражений принято решение от 02.04.2004 N 03/9793 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Названным решением Обществу также предложено уплатить 3 124 261 руб. налога на добавленную стоимость за 2001-2002 годы, 85 151 руб. пеней и предложено уменьшить исчисленный в завышенных размерах налог на добавленную стоимость.
В ходе проверки установлено неправомерное уменьшение Обществом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы, перечисленные в 2002 году международным операторам связи, в связи с тем, что налогоплательщик производил расчеты при определении налоговой базы по методике 2001 года. Налоговый орган указывает на то, что с 01.01.2002 года в статью 157 НК РФ Законом N 57-ФЗ внесены изменения, согласно которым в 2002 году при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
На основании оспариваемого решения Инспекции налогоплательщику направлены требования от 02.04.2004 N 0412001604 и N 0412001605 об уплате налога, пеней и налоговых санкций.
Общество не согласилось с решением и требованиями налогового органа в части доначисления 2 462 260 руб. налога на добавленную стоимость, 77189 руб. пеней и 492 452 руб. штрафа и обжаловало их в арбитражный суд.
Судебные инстанции удовлетворили требования заявителя, установив, что изменения по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, внесенные Законом N 57-ФЗ, повлекли ухудшение положения налогоплательщика, а следовательно, они не подлежат применению в спорный период.
Пунктом 5 статьи 157 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг международной связи.
В соответствии с названной статьей (в редакции до 01.01.2002) при реализации услуг международной связи налоговая база определяется как выручка (без включения в нее налога и налога с продаж), полученная организацией связи от реализации указанных услуг, уменьшенная на суммы, перечисленные:
1) иностранным администрациям связи, международным организациям связи, иностранным организациям, признанным частными эксплуатационными организациями, в связи с оплатой аренды международных каналов связи, а также оплатой услуг международной почтовой связи;
2) в виде взносов в международные организации связи, членом которых является Российская Федерация;
3) другим организациям связи, если услуги международной связи оказываются совместно с ними.
В соответствии с новой редакцией пункта 5 статьи 157 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются суммы, полученные организациями связи от реализации услуг международной связи иностранным покупателям.
Налоговый орган, оспаривая правомерность действий налогоплательщика, ссылается на положения пункта 5 статьи 157 НК РФ в редакции Закона N 57-ФЗ.
Закон N 57-ФЗ опубликован в "Российской газете" 31.05.2002. Согласно статье 16 названного Закона изменения, внесенные в статью 157 НК РФ, распространены на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, что свидетельствует о придании данной норме обратной силы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным способом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников правоотношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на то, что согласно статье 15 Закона N 57-ФЗ, определяющей порядок его вступления в силу, действие норм этого Федерального закона, вносящих изменения в пункт 5 статьи 157 НК РФ, распространено на отношения, возникшие с 01.01.2002.
Из материалов дела усматривается, что Общество оказывало услуги международной связи в период с января по май 2002 года, то есть в тот период времени, когда Закон N 57-ФЗ, внесший изменения в пункт 5 статьи 157 НК РФ, еще не действовал.
При рассмотрении дела судебные инстанции правомерно исходили из того, что действующая редакция статьи 157 НК РФ, установленная Законом N 57-ФЗ, ухудшает положение налогоплательщика.
В силу статьи 16 Закона N 57-ФЗ изменения статьи 157 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. Это, в частности, означает, что налогоплательщики, оказывающие услуги в области международной связи, должны пересчитать налоговую базу за период с 01.01.2002 по дату вступления в действие Закона N 57-ФЗ исходя из новых правил.
В результате вступления в действие Закона N 57-ФЗ произошло расширение налоговой базы, что ухудшило положение налогоплательщика, поскольку величина уплачиваемого налога в результате применение нового порядка возросла.
Вместе с тем, фактически указанные изменения в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации внесены Законом N 57-ФЗ после того, как Общество в установленном законодательством порядке оказало услуги связи, исчислило налог на добавленную стоимость со стоимости услуг связи, уменьшив выручку на суммы, установленные пунктом 5 статьи 157 НК РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Закона N 57-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что у Инспекций отсутствовали законные основания для применения новых норм, предусмотренных Законом N 57-ФЗ, к отношениям, связанным с реализацией Обществом услуг международной связи в январе-мае 2002 года, и доначисления налога на добавленную стоимость.
Придание Закону N 57-ФЗ обратной силы ухудшает положение налогоплательщика, поэтому он не должен применяться к отношениям, возникшим до его принятия.
Судебные инстанции правомерно исходили из того, что действующая редакция статьи 157 НК РФ, установленная Законом N 57-ФЗ ухудшает положение налогоплательщика, так как содержит иные правила определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14523/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. N А56-14523/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника