Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 декабря 2004 г. N А13-7026/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 28.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.09.2004 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2004 (судьи Муханова Г.Н., Лемешов В.В., Сахарова Е.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7026/04-20,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Вологдарегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Финансовому управлению администрации города Вологда (далее - Финансовое управление) о взыскании 3 300 847 руб. 66 коп. (с учетом уменьшения суммы иска) задолженности по возмещению расходов от предоставления льгот по оплате газа в 2003 году гражданам города Вологда в соответствии с Законами Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы ", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов" и Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Закону Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и ветеранов боевых действий", Законом Вологодской области "Об установлении льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям пенсионеров".
Решением суда от 06.09.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания с Департамента финансов за счет казны Вологодской области 3 238 723 руб. 43 коп., с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 61 996 руб. 31 коп., с Финансового управления за счет казны муниципального образования "Город Вологда" - 127 руб. 92 коп. убытков.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении иска в части взыскания суммы с Минфина РФ отказать и рассмотреть дело без участия его представителя. По мнению подателя жалобы, в связи с отсутствием нормативных правовых актов, устанавливающих порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", суд неправомерно взыскал расходы истца от предоставления этих льгот с Минфина РФ; Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов" не должен применяться, поскольку в федеральном бюджете на 2003 год не были запланированы денежные средства на финансирование этого Закона. Кроме того, он считает, что льгота многодетным семьям предоставлена постановлением администрации Вологодской области от 01.07.1992 N 325, тем самым она приняла на себя обязательства по финансированию расходов, возникших от предоставления льгот, за счет средств бюджета Вологодской области, полагает, что федеральный бюджет в части финансирования затрат на предоставление льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" свою обязанность выполнил.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Вологдарегионгаз" считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Вологдарегионгаз" в 2003 году на основании Законами Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Закону Вологодской области от 01.02.2000 N 462-О3 "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и ветеранов боевых действий", Закону Вологодской области "Об установлении льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям пенсионеров" при взимании платы за газ учитывало скидку в размере 50% льготным категориям граждан города Вологды, и льготу в размере 30% многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". При этом у истца возникли убытки, которые он и просил взыскать.
Сумма убытков истца отдельно по законам составила: по Федеральному закону "О ветеранах" - 3 028 605 руб. 13 коп., по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" - 17 819 руб. 97 коп., по Закону Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" - 127 руб. 92 коп., по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральным законам "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" - 5 136 руб. 88 коп., по Закону Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" - 50220 руб. 55 коп., по Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" - 6 638 руб. 88 коп., по Закону Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и ветеранов боевых действий" - 29 637 руб. 75 коп., Закону Вологодской области "Об установлении льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям пенсионеров" - 162 660 руб. 58 коп.
Судом первой и апелляционной инстанций проанализированы Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", и сделан правильный вывод о том, что предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 названного Закона, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законодательством, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Кассационная инстанция также согласна и с выводом суда первой и апелляционной инстанций о необходимости взыскания расходов, связанных с предоставлением истцом льгот многодетным семьям, за счет казны Российской Федерации. Доводы подателя жалобы о том, что администрация Вологодской области, приняв постановление от 01.07.1992 N 325 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", взяла на себя обязательства и по финансированию льгот, являются необоснованными.
Кассационная инстанция согласна и с выводом о том, что расходы истца на предоставление льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и ветеранов боевых действий", Законом Вологодской области "Об установлении льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям пенсионеров" подлежат возмещению за счет средств бюджета Вологодской области.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что исковые требования о взыскании расходов истца по Закону Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" не подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации связи с тем, что в федеральном бюджете на 2003 год не были запланированы денежные средства на финансирование этого Закона.
Пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и применяется, в силу части второй статьи 8 Федерального закона от 09.07.1999 "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", к тем правам и обязанностям, которые возникли после 01.01.2000. Следовательно, норма указанного пункта не может рассматриваться как исключающая возможность реализации льгот и компенсаций, которые в соответствии с принятым до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" предоставляются донорам за счет средств соответствующих бюджетов, а также в силу обязанностей, возлагаемых на организации независимо от форм собственности.
Вместе с тем, кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда первой и апелляционной инстанций о необходимости взыскания расходов истца по Закону Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" за счет казны муниципального образования "Город Вологда", так как согласно пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункту 5 статьи 4, статье 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если им одновременно с наделением полномочий Российской Федерации переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" Герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе оплаты за газ. Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией Закона, возмещаются согласно статье 11 Закона местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов непосредственно организациям, предоставляющим оспариваемую льготу, установлен письмом Минфина РФ от 05.10.1993 N 112 "О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - письмо Минфина РФ). Данный порядок предполагает получение указанными организациями соответствующего возмещения за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, данным порядком предусмотрено возмещение расходов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по предоставленным льготам Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (за исключением указанных в пункте 3 настоящего письма) местными финансовыми организациями на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с указанным Законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства компенсации из федерального бюджета затрат городского бюджета на возмещение расходов предприятий, оказывающих льготные услуги, в том числе истца, в полном объеме.
Довод подателя жалобы о наличии на счете муниципального образования "Город Вологда" остатков денежных средств, поступивших из федерального бюджета, также не может быть принят, поскольку включает данные по финансированию 2004 года, кроме того, вопрос об изменении размера субсидий или субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъекту Российской Федерации не должен рассматриваться в рамках настоящего дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7026/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2004 г. N А13-7026/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника