Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2002 г. N А05-11369/01-600/4
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Архангельской таможни Алексеевой О.В. (доверенности от 21.01.2002 N 14-58/02-34д и от 03.01.2002 N 07-2),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архэнерго" в лице Архангельского межрайонного отделения филиала "Энергосбыт" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 02.04.2002 по делу N А05-11369/01-600/4 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Волков Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архэнерго" в лице Архангельского межрайонного филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Архангельской таможне (далее - таможня) о взыскании с надлежащего ответчика 14061 руб. 76 коп. убытков, которые истец понес в связи с предоставлением должностным лицам Архангельской таможни 50-процентной льготы по оплате за электроэнергию, в том числе 739 руб. 25 коп. за 2000 год и 13322 руб. 51 коп. за период с января по сентябрь 2001 года.
Решением от 08.01.2002 исковые требования ОАО "Архэнерго" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2002 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит постановление апелляционной инстанции от 02.04.2002 отменить, поскольку суд не учел ряд обстоятельств дела и находящиеся в деле доказательства. В частности, податель жалобы ссылается на то, что факт предоставления истцом 50-процентных скидок по оплате электроэнергии подтверждается имеющимися в деле документами.
Минфин РФ и ОАО "Архэнерго", будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на протяжении 2000 года и в период с января по сентябрь 2001 года ОАО "Архэнерго" при взимании платы за электроэнергию предоставляло 50-процентную скидку должностным лицам таможенных органов в соответствии с частью 3 статьи 434 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что жалоба ОАО "Архэнерго" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных ОАО "Архэнерго" вследствие предоставления льготы должностным лицам Архангельской таможни по оплате электроэнергии.
В соответствии с частью 3 статьи 434 Таможенного кодекса Российской Федерации должностным лицам таможенных органов Российской Федерации предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива. Финансирование таможенных органов на основании статьи 59 Закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах" осуществляется из источников, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и предусмотренных федеральным бюджетом.
Минфин РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что в 2000 и 2001 годах таможенные органы Российской Федерации не были должным образом профинансированы на расходы, связанные с предоставлением должностным лицам таможенных органов льгот и компенсаций по оплате коммунальных услуг.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку уполномоченные государственные органы не исполнили вытекающее из части 3 статьи 434 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 59 Закона "О службе в таможенных органах" правило о финансировании льгот должностных лиц таможенных органов, убытки ОАО "Архэнерго" подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по выплате заявленной истцом суммы на Министерство финансов Российской Федерации.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что, в нарушение требований статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец не доказал те обстоятельства, на которые он ссылается при обосновании своей позиции, является неправильным. В деле имеются письменные свидетельства подтверждающие предоставление ОАО "Архэнерго" должностным лицам Архангельской таможни 50-процентной льготы по оплате электроэнергии, которые, по мнению кассационной инстанции, правильно признаны судом первой инстанции достаточными.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 02.04.2002 по делу N А05-11369/01-600/4 отменить
Решение от 08.01.2002 оставить в силе.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2002 г. N А05-11369/01-600/4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника