Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2002 г. N А56-30350/01
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лебедевой Н.В. (доверенность от 03.01.02 N 38),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.02 по делу N А56-30350/01 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - Общество) о взыскании 100 руб. штрафных санкций на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 18.05.02 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит решение отменить и принять новое о взыскании с Общества 100 руб. штрафа.
Законность обжалуемого решения суда проверена кассационной инстанцией.
Из материалов дела следует, что решением директора филиала N 7 Фонда от 27.07.01 N 28к/IV Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде 100 руб. штрафа за непредставление страхователем в определенный законодательством срок расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации установленной формы за I квартал 2001 года. В решении истец указывает, что расчетные ведомости по форме 4-ФСС, срок подачи которых - не позднее 16.04.01, представлены ответчиком 25.04.01.
Поскольку предложение Фонда о добровольной уплате суммы штрафа налогоплательщиком не исполнено, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что предусмотренный пунктом 6 статьи 243 НК РФ срок не распространяется на уплату взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, суд отметил, что Налоговым кодексом Российской Федерации на налоговый орган возложены обязанности по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, в связи с чем Фонд не вправе привлекать налогоплательщика к ответственности за нарушение сроков представления расчетных ведомостей.
По мнению кассационной инстанции, выводы суда следует признать правильными.
Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представить в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По состоянию на апрель 2001 года налогоплательщиками представлялись отчеты по форме, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2000 N 113.
Вместе с тем в названной форме указываются сведения о суммах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не включенных в пункт 6 статьи 243 НК РФ.
Законодательством о налогах и сборах, в том числе Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления расчетных ведомостей по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2001 году.
В расчетной ведомости также указываются сведения по единому социальному налогу.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи в отношении плательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды.
Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" на истца не возлагаются обязанности по налоговому контролю за своевременностью представления сведений о суммах, подлежащих начислению и уплате в Фонд социального страхования в рамках единого социального налога.
Довод жалобы о том, что полномочия Фонда по привлечению Общества к ответственности за налоговые правонарушения предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", не может быть принят во внимание, поскольку указанный закон в 2001 году не действовал. Следовательно, органы Фонда утратили полномочия по проведению налоговых проверок и не вправе привлекать страхователя к ответственности в порядке и размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что законодательством о налогах и сборах, действовавшим в 2001 году, на истца не возложены обязанности налоговых органов по осуществлению налогового контроля в отношении плательщиков единого социального налога и он не вправе обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы несостоятельны, а следовательно, оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.02 по делу N А56-30350/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2002 г. N А56-30350/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника