Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2005 г. N А42-8193/04-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев 12.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2004 по делу N А42-8193/04-15 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 Мурманской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное Управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-западное строительное Управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие) 2 727 руб. 20 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков представления декларации по транспортному налогу за 1 квартал 2004 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен филиал "864 Управление начальника работ" государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное Управление "Севвоенморстрой".
Решением суда от 15.09.2004 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, представленные налогоплательщиком расчеты по транспортному налогу являются декларациями, поскольку имеют все ее признаки. Следовательно, за непредставление в налоговый орган такого расчета, применяется ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило 29.04.2004 в налоговую инспекцию по месту учета за филиал "864 Управление начальника работ" расчет авансовых платежей по транспортному налогу за 1 квартал 2004 года.
В ходе камеральной проверки представленного расчета, инспекция установила нарушение Предприятием установленного законом срока представления расчета - 15.04.2004.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 16.06.2004 N 2310юр о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа. Поскольку налогоплательщик уже привлекался к налоговой ответственности за совершение аналогичного правонарушения решением инспекции от 23.01.2004 N 175юр, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 и пунктом 4 статьи 114 НК РФ сумма штрафа была увеличена на 100% и составила 2 727 руб. 20 коп.
Налоговый орган направил Предприятию требование от 16.07.2004 N 8070265/13736 об уплате налоговой санкции в срок до 25.06.2004. Поскольку налогоплательщик добровольно указанное требование не исполнил, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд, отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку понятия расчета по транспортному налогу и налоговой декларации различны, а статьей 119 НК РФ предусмотрено наступление ответственность в случае несвоевременного представления именно налоговой декларации, основания для применения названной нормы при непредставлении в срок расчета по налогу отсутствуют.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права, рассмотрев доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Понятие налоговой декларации дано в статье 80 НК РФ, согласно которой налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Частью 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" (далее - Закон N 368-01-ЗМО) установлено, что налоговая декларация представляется по истечении налогового периода до 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Законом N 368-01-ЗМО отчетными периодами для налогоплательщиков организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Приложение N 2 к Закону N 368-01-ЗМО содержит различные формы для составления налоговой декларации и расчета по транспортному налогу. Анализ подлежащих отражению в расчете сведений показывает, что они не в полной мере соответствуют составу данных, которые должны быть указаны в налоговой декларации.
Таким образом, представленный Предприятием расчет авансовых платежей по транспортному налогу за 1 квартал 2004 года не признается декларацией.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку в статье 119 НК РФ прямо указано на наступлении ответственности в случае непредставления в срок декларации по налогу, а не расчетов авансовых платежей по соответствующему налогу, налоговая инспекция неправильно квалифицировала правонарушение, совершенное Предприятием, по статье 119 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция не находит основания для отмены решения и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.09.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8193/04-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налоговый орган полагает, что предприятие обоснованно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, т.к. нарушило сроки представления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Предприятие считает, что несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогу не влечет ответственность по п. 1 ст. 119 НК РФ.
Суд пришел к выводу, что в действиях предприятия отсутствует вменяемый состав налогового правонарушения.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за не предоставление налоговой декларации в установленный срок. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах, источниках доходов и исчисленной сумме налога.
Статьей 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и льгот. В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. В силу ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Законом Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" установлено, что отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять и месяцев года. Приложение N 2 к указанному закону содержит различные формы для составления налоговой декларации и расчета по транспортному налогу. Проанализировав сведения, подлежащие отражению в расчете, суд отметил, что они не в полной мере соответствуют данным, которые должны быть указаны в налоговой декларации.
Учитывая, что расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является декларацией, а в п. 1 ст. 119 НК РФ прямо указано на наступление ответственности в случае нарушения срока представления налоговой декларации, суд сделал вывод о неправомерности взыскания с предприятия штрафных санкций.
Суд поддержал позицию предприятия, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А42-8193/04-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника