Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 января 2005 г. N А56-7288/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Вертилецкой Н.И. (доверенность от 29.10.04 N 19-05/23206), от закрытого акционерного общества "Внешнеторговая фирма "Медиак" Асмаловской Я.Э. (доверенность от 30.12.04) и Каптен Т.А. (доверенность от 30.12.04),
рассмотрев 11.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 25.05.04 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 23.09.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7288/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Внешнеторговая фирма "Медиак" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 24.12.03 N 3021061 о привлечении Общества к ответственности в виде взыскания 5461 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), восстановлении в бюджете 115 637 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начислении 4153 руб. пеней.
Решением суда от 25.05.04 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.04 решение суда от 25.05.04 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 25.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.04 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у налогоплательщика не возникло право на возмещение из бюджета 91 069 руб. НДС, поскольку в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ Общество не представило для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% международные авиационные грузовые накладные с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
В отзыве Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы отзыва.
Законность решения суда от 25.05.04 и постановления апелляционной инстанции от 23.09.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки правомерности применения Обществом налоговой ставки 0% и возмещения НДС из бюджета при экспорте товаров за январь, сентябрь, ноябрь 2002 года и март 2003 года Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе несоблюдение налогоплательщиком подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Результаты проверки отражены в акте от 11.12.03 N 3021061.
Решением от 24.12.03 N 3021061 налоговый орган привлек Общество к ответственности в виде взыскания 5461 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ (с учетом переплаты по налогу), предложил налогоплательщику перечислить в бюджет 115 637 руб. НДС и 4155 руб. пеней. При этом Инспекция посчитала, что 91 069 руб. вычетов при обложении НДС по ставке 0% за январь, сентябрь, ноябрь 2002 года и март 2003 года Общество заявило неправомерно, поскольку при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации представило накладную сдачи авиадепеши CN 38 вместо копии международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что Общество представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а следовательно, обоснованно применило налоговую ставку 0%. Кроме того, оно подтвердило размер вычетов (возмещения) в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.
Апелляционная инстанция посчитала такой вывод суда неправильным, поскольку в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ Общество обязано представить в налоговый орган копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации. Однако в связи с недоказанностью налоговым органом размера доначисленного НДС, начисленных пеней и взысканного штрафа апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, а мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции подлежит изменению.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 Кодекса, согласно которому для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ в этот перечень включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом установленных этой нормой особенностей. Так, при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговые органы копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заключенных с иностранными покупателями Общество направило на экспорт товар через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях через почтовую службу общества с ограниченной ответственностью "ЕМС Гарантпост". В качестве товаросопроводительного документа в подтверждение экспорта Общество представило в налоговый орган накладные сдачи авиадепеш по форме CN 38, на которых имеются отметки таможенного органа о вывозе товара за пределы территории Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях определен Всемирной почтовой конвенцией, заключенной 14.09.94 в Сеуле (вступила в силу для Российской Федерации 19.04.96), и Правилами оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил под международным почтовым отправлением экспресс-почты понимается почтовое отправление, прием, обработка, пересылка и доставка которого осуществляются в соответствии с актами Всемирного почтового союза по системе ускоренной почты "EMS".
Из пункта 20 Правил следует, что международные отправления экспресс-почты относятся к международным почтовым отправлениям.
Согласно пунктам 92 и 93 Правил регистрируемые международные почтовые отправления независимо от их количества сдаются юридическими лицами на объекты федеральной почтовой связи по списку установленной формы с приложением в соответствии с Руководством по приему международных почтовых отправлений необходимого количества таможенных деклараций и сопроводительного бланка к каждой посылке.
В соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции и Регламентом письменной корреспонденции Всемирно почтового союза, установившим формы почтовых документов, при отправке международных почтовых отправлений по системе ускоренной почты "EMS" используется накладная сдачи авиадепеши CN 38. Оформление международной авиационной грузовой накладной не предусмотрено. Это следует также из писем Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 13.05.04 N 01-20/492 (лист дела 86) и общества с ограниченной ответственностью "ЕМС Гарантпост" от 13.03.03 N 75-Е. Факт вывоза товара, а также использование при пересылке международных почтовых отправлений на основании статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и письма Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.12.02 N 01-06/49798 накладной сдачи авиадепеши CN 38 подтверждается письмом Северо-Западного таможенного управления от 16.06.03 N 29-06-03/14284ф (листы дела 14-15).
Поскольку в материалах дела имеется товаросопроводительный документ (накладная сдачи авиадепеши CN 38), оформленный с соблюдением положений абзаца первого подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, и содержащиеся в нем сведения не противоречат сведениям, отраженным в грузовой таможенной декларации, довод Инспекции о нарушении налогоплательщиком подпункта 4 названной статьи является несостоятельным.
Налоговый орган не оспаривает, что остальные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Обществом представлены. Не опровергается Инспекцией и право налогоплательщика на возмещение НДС.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалобу налогового органа - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7288/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2005 г. N А56-7288/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника