Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2005 г. N А52/3025/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Опытный завод "Микрон" Сергеевой Н.И. (доверенность от 11.08.04 N 553),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.04 по делу N А52/3025/2004/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Опытный завод "Микрон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки (далее - налоговая инспекция) от 29.06.04 N 10-01/3149 в части пункта 1 - 90 413, 20 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость, 66 293 рублей штрафа по налогу на прибыль; подпункта 2.1б) пункта 2 - 549 262 рубля налога на добавленную стоимость, 331 465,24 рубля налога на прибыль; подпункта 2.1в) пункта 2 - 66 722, 31 рубля пени по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда от 06.09.04 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Общества за период с 01.04.01 по 29.02.04, о чем составлен акт от 03.06.04 N 10-01/546. По результатам проверки вынесено решение от 29.06.04 N 10-01/3149 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что Общество в 2001 году отнесло на себестоимость продукции (работ, услуг) 3 260 рублей таможенных платежей за перемещение через таможенную границу технической документации и разрешение по переводу паровых котлов с угля на газ и 6 000 рублей стоимости научно-технической продукции по обоснованию лимитов на установление видов топлива.
В ходе проверки также установлено, что Общество в 2003 году уменьшило сумму доходов от реализации, включив в затраты на ремонт основных средств 956 265 рублей затрат по переводу котельной на сжигание природного газа, переводу котлов на водогрейный режим; 35 803 рубля расходов по договору подряда по техническому обслуживанию котлов; 290 933 рубля затрат по реконструкции 2-этажной пристройки корпуса N 3.
Налоговая инспекция считает, что данные расходы связаны с реконструкцией объекта, а не с его ремонтом, в связи с чем доначислила налог на прибыль, соответствующие пени и штрафные санкции.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Статьей 4 этого же Закона предусмотрено, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
Впредь до принятия Федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, который предусмотрен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 552 от 05.08.92.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 указанного Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на обслуживание производственного процесса по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов). Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
Пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
Определения понятий "реконструкция, модернизация" даны в совместном письме от 08.05.84 Государственного комитета по планированию СССР, Государственного комитета по вопросам строительства и архитектуры СССР, Строительного банка СССР, Центрального статистического управления СССР "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий", а также в письме Министерства финансов СССР от 29.05.84 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий". В соответствии с названными письмами модернизация является одной из форм технического перевооружения действующих предприятий. К техническому перевооружению предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что проводимые Обществом работы, указанные в решении налоговой инспекции, является капитальным ремонтом, а не реконструкцией или модернизацией.
Указанный вывод подтверждается материалами дела, в том числе актами выполненных работ, договорами, счетами-фактурами, проектной документацией, актом Псковского филиала Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы от 02.08.04 N 828/16П и письмами директора ООО "Теплоэнергомонтаж" от 16.07.04 N 158 и директора института "Великолукгражданпроект" от 23.07.04 N 116 о фактически выполненных работах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
В ходе проверки установлено, что Общество включило в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу амортизационные отчисления по основным средствам: 73 053 рубля по горелкам газовым, 11 547 рублей по тепловоздушным агрегатам, приобретенным в 2003 году.
Налоговая инспекция считает, что поскольку монтаж и ввод в эксплуатацию газовых горелок не допустим без проведения специализированными организациями монтажных и пусконаладочных работ, то до проведения таких работ оборудование не может быть учтено в качестве основных средств, а следовательно, начисление на него амортизационных отчислений неправомерно.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что Общество доказало факт монтажа и установки газового оборудования и тепловоздушных агрегатов ЗАО "Микрон".
При этом суд сделал правильный вывод о том, что нарушение Обществом неналогового законодательства при монтаже и установке оборудования не может служить основанием для неначисления на фактически установленные основные средства амортизационных отчислений.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части также соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Налоговая инспекция посчитала неправомерным предъявление Обществом к вычету налога на добавленную стоимость в связи с неправомерным отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг) в 2003 году затрат по ремонту котельной и неправомерной постановкой на учет в 2003 году основных средств - горелок газовых и тепловоздушных агрегатов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Как указано ранее, судом первой инстанции установлено, что Общество доказало факт монтажа и установки газового оборудования и тепловоздушных агрегатов ЗАО "Микрон", а также что проводимые Обществом работы по ремонту котельной являются капитальным ремонтом, а не реконструкцией или модернизацией.
При таких условиях, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности предъявления налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, к вычету.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.04 по делу N А52/3052/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А52/3025/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника