Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 декабря 2004 г. N А26-8009/03-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А., при участии от Петрозаводской таможни Игракова А.А. (доверенность от 25.08.03 N 14-11/6371),
рассмотрев 10.12.04 (после объявленного 06.12.04 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Петрозаводский дом-интернат для ветеранов" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 11.05.04 по делу N А26-8009/03-21 (судьи Морозова Н.А., Зинькуева И.А., Кудрявцева Н.И.),
установил:
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Петрозаводский дом-интернат для ветеранов" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Петрозаводской таможни (далее - таможня) от 10.07.03 по делу об административном правонарушении N 10201000-156/2003 о наложении на учреждение административного взыскания на основании статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.03.04 оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.05.04 решение суда отменено, учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, уничтожение товара не влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 16.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей учреждения, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в январе-феврале 2003 года учреждение ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - гуманитарную помощь в виде бывших в употреблении одежды, обуви и постельных принадлежностей. После таможенного оформления по грузовым таможенным декларациям N 10201000/200103/0000218 и N 10201000/050203/0000545 товар выпущен условно с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки целевого использования условно выпущенного товара должностным лицом таможенного органа установлено, что часть товара весом 6 310 кг сожжена в соответствии с актами о списании и уничтожении от 31.03.03. Результаты проверки отражены в акте от 18.04.03 N 10201000/180403/00017(к).
Уничтожение товара без разрешения таможенного органа послужило основанием для вынесения таможней определения от 18.04.03 о возбуждении дела об административном правонарушении.
По итогам административного расследования таможня составила в отношении заявителя протокол от 30.06.03 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.20 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением таможенного органа учреждение привлечено к административной ответственности в виде 114 189 руб. штрафа.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
В соответствии со статьей 16.20 КоАП РФ пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены такие льготы, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из приведенных нормативных положений следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателем гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара (распоряжение им), кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, уничтожение учреждением части гуманитарной помощи без разрешения таможенного органа влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 16.20 КоАП РФ.
Факт уничтожения товаров установлен судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 11.05.04 по делу N А26-8009/03-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Петрозаводский дом-интернат для ветеранов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2004 г. N А26-8009/03-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника