Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2001 г. N 3602
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Тверьагроснабкомплект" Куровой О.И. (доверенность от 29.09.2000 N 2), Гордеева Л.Б. (доверенность от 23.02.2001 N 03-06),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери на решение от 19.10.2000 (судьи Рощина С.Е., Орлова В.А., Белов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2001 (судьи Ильина В.Е., Потапенко Г.Я., Перкина В.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 3602,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьагроснабкомплект" (далее - ОАО) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери (далее - ГНИ) от 14.08.2000 N 2029 в части начисления и взыскания пеней по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 319 543 рублей, а также установления срока уплаты пеней, начисленных по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 40 081 рубля - 21.08.2000.
Решением от 19.10.2000 иск удовлетворен.
Определением от 28.12.2000 арбитражным судом исправлена арифметическая ошибка в резолютивной части решения в части оспоренного ОАО размера пеней по НДС.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2000 решение суда с учетом определения от 28.12.2000 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГНИ просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права.
ГНИ о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, установил следующее.
ГНИ провела выездную налоговую проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах ОАО за период с 01.01.97 по 31.12.99. По результатам проверки составлен акт от 17.07.2000 и принято решение от 14.08.2000 N 2029.
Проверкой установлено, что в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) и пункта 30 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция) ОАО в проверяемый период, не уплачивало декадные взносы по НДС в установленные сроки, а также не полностью и с нарушением сроков перечисляло авансовые платежи по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона НДС уплачивается ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Вместе с тем пунктом 4 статьи 8 Закона Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога. В соответствии с этой нормой Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Минфином Российской Федерации была издана Инструкция, подпунктом "а" пункта 30 которой предусмотрена уплата декадных платежей.
В статье 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральный налог признается законно установленным, если он установлен федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом. При этом налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, следовательно установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Таким образом, пределы делегирования законодателем полномочий в налоговой сфере определяются Конституцией Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 17 НК РФ и статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относят к числу существенных элементов налогового обязательства отнесен и налоговый период, то есть период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" основанием для начисления пеней является задержка уплаты налога, а не декадных платежей, обеспечивающих равномерное поступление налога.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "постановлению Правительства Российской Федерации "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" следует читать "постановлению Правительства Российской Федерации "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом"
ГНИ приняты решения от 01.02.2000 N 1 и от 11.04.2000 N 11 о реструктуризации задолженности ОАО по налогам, сборам и пеням в федеральный, региональный и местный бюджеты. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" реструктуризация проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ГНИ не исчислена задолженность по пеням.
Кассационной инстанцией не установлено нарушений в применении норм материального и процессуального права при принятии оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 3602 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2001 г. N 3602
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника