Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2005 г. N А56-19006/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А., при участии от ООО "Норд-Форест" Антоновой Е.И. (доверенность от 06.05.2004 б/н), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Борисовой Е.В. (доверенность от 04.06.2004 N 03/11282),
рассмотрев 17.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 28.06.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19006/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Форест" (далее - ООО "Норд-Форест", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 05.04.2004 N 10/6523 в части отказа возместить 547 851 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года и обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем перечисления на расчетный счет Общества.
Решением суда от 28.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не подтвердил в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку представленные Обществом выписки банка не подтверждают поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара; представленные налогоплательщиком счета-фактуры не зарегистрированы налоговым органом. Кроме того, суды не учли то обстоятельство, что в представленном заявителем в налоговый орган контракте не указаны банковские реквизиты покупателя товара, не подтвержден факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщиком Общества - сельскохозяйственным кооперативом "Белохолуницкий межхозяйственный лесхоз" (далее - СКХ "Белохолуницкий межхозяйственный лесхоз").
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 25.01.2002 N 1, заключенного с компанией "ABR maritima S.A." (Бильбао, Испания), Общество осуществило поставку на экспорт продукции (пиломатериалы), в связи с чем 05.01.2004 представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2003 года и заявление о возмещении 547 851 руб. налога.
В декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 547 851 руб. налога на добавленную стоимость, а также указало 880 155 руб. налога, ранее уплаченного с авансов и предоплаты.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 05.04.2004 N 10/6523, на основании которого отказала налогоплательщику в возмещении 1 428 006 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года, посчитав, что 880 155 руб. налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного с авансов и предоплаты, Общество также предъявило к возмещению.
Отказ Инспекции в возмещении налога на добавленную стоимость мотивирован тем, что представленной Обществом выпиской банка в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтверждается поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара, поскольку из указанного документа следует, что денежные средства на расчетный счет Общества поступили от других компаний.
Кроме того, Инспекция указала на следующие обстоятельства: представленные Обществом счета-фактуры не зарегистрированы в налоговом органе; уплата налога на добавленную стоимость, исчисленного с авансов, не подтверждена; уплата налога на добавленную стоимость поставщиком экспортируемого товара не установлена.
Таким образом, налоговый орган считает, что Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Считая решение Инспекции от 05.04.2004 N 10/6523 незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Оценив представленные сторонами документы, суд первой инстанции подтвердил право Общества на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Порядок исчисления налога с выручки, полученной при осуществлении экспортных операций, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за декабрь 2003 года представило в Инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что судами правомерно отклонен довод налогового органа о том, что представленными Обществом выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранных лиц - покупателей товара, поскольку согласно названным документам денежные средства на расчетный счет Общества поступили от других компаний. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оплата за товар произведена деловыми партнерами фирмы "ABR maritima S.A." (стороны по контракту от 25.01.2002 N 1) - Nord-Forest Bizkaia S.L. и Maritima Candina S.A. в соответствии с ее письменными указаниями.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Как указано в пункте 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 169 НК РФ указано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как видно из материалов дела, одним из оснований для отказа Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года является то, что представленные Обществом счета-фактуры не зарегистрированы в налоговом органе. Однако нормами законодательства о налогах и сборах такого требования не установлено.
Несостоятелен довод налогового органа об отсутствии документов, подтверждающих уплату 880 155 руб. налога на добавленную стоимость, исчисленного с авансов, по налоговой декларации за декабрь 2003 года, так как указанная сумма не была заявлена Обществом к возмещению.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, результаты встречной проверки СКХ "Белохолуницкий межхозяйственный лесхоз" - поставщика Общества не могут свидетельствовать о недобросовестности ООО "Норд-Форест". Поставщик является самостоятельным налогоплательщиком, ответственность за деятельность которого заявитель согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации не несет.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение Инспекции от 05.04.2004 N 10/6523, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19006/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. N А56-19006/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника