Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 октября 2002 г. N 4090
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.07.2002 по делу N 4090 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с садоводческого товарищества "Первомайский сад" (далее - товарищество) 10 104 руб. налоговых санкций.
Решением суда от 29.07.2002 исковые требования налогового органа удовлетворены в части взыскания с товарищества 1 500 руб. штрафа, в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 29.07.2002 в части отказа во взыскании с товарищества 2 401 руб. штрафа, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод о том, что российские организации не обязаны удерживать налог с доходов физических лиц с суммы вознаграждений, выплаченных за выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, и отказал во взыскании с садоводческого товарищества "Первомайский сад" штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговая инспекция также считает необоснованным отказ суда о взыскании с товарищества штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговыми агентами в налоговый орган документов и сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет садовым товариществом "Первомайский сад" подоходного налога с физических лиц и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц и суммах удержанного налога за период с 01.01.98 по 30.11.2001, результаты которой отражены в акте от 10.12.2001 N 04/167/176.
В ходе проверки налоговый орган установил, что товарищество необоснованно не исчислило, не удержало и не перечислило в бюджет подоходный налог с вознаграждений, выплаченных физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Кроме того, истец, что товарищество не представило в налоговый орган 43 справки по форме N 3 о доходах, полученных физическими лицами за выполнение работы не по основному месту работы.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 25.12.2001 N 04/118 о привлечении товарищества к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 123 НК РФ в виде 2354 руб. штрафа и по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде 2 150 руб. штрафа. В этот же день истец направил товариществу требование N 04-14/18 об уплате недоимки в срок до 03.01.2002.
Поскольку садоводческое товарищество "Первомайский сад" в указанный срок добровольно налоговые санкции не уплатило, налоговая инспекция обратилась в суд с иском об их взыскании.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал налоговому органу в иске в части взыскании штрафов за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога с вознаграждений, выплаченных физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, а также за непредставление товариществом сведений о таких доходах.
Кассационная инстанция считает, что решение суда в этой части следует отменить по следующим основаниям.
Налогообложение доходов физических лиц в период с 1998 по 2000 год производилось в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон "О подоходном налоге"). С 01.01.2001 налогообложение осуществляется в соответствии с правилами главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц".
Согласно статье 1 Закона "О подоходном налоге" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.
Главой III этого закона предусмотрен порядок налогообложения доходов, полученных физическими лицами, признаваемыми плательщиками этого налога, не по основному месту работы. Так, статьей 10 закона установлено, что налогообложению в порядке, предусмотренном этой главой, подлежат любые доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, получаемые физическими лицами одновременно с доходами по основному месту работы (службы, учебы) от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.
Статьей 11, устанавливающей порядок исчисления и уплаты налога, предусмотрено, что с доходов, указанных в статье 10 закона, налог исчисляется и удерживается в порядке, установленном статьями 8 и 9 закона, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, а с доходов от предпринимательской деятельности - в порядке, предусмотренном главой IV закона.
Согласно статье 9 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога лежит на предприятиях, учреждениях и организациях, являющихся источниками доходов физических лиц.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
По общему правилу, установленному статьей 226 НК РФ, обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога лежит на налоговом агенте, то есть российских организациях, индивидуальных предпринимателях и постоянных представительствах иностранных организаций в Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что с вознаграждений, выплаченных физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, товарищество не должно удерживать подоходный налог, и на этом основании отказал налоговой инспекции во взыскании штрафов.
Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Абзацем первым статьи 22 Закона "О подоходном налоге" установлено, что своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию.
Из материалов дела видно, что налоговая инспекция привлекла товарищество к ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов за неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию, за период с 1998 года по 2001 год. Однако часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за совершение налоговых правонарушений, вступила в силу с 01.01.99.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Следовательно, налоговая инспекция необоснованно привлекла товарищество к ответственности в виде взыскания штрафа по статье 123 НК РФ за правонарушение, совершенное ответчиком в 1998 году.
Привлечение налоговым органом товарищества по пункту 1 статьи 126 НК к ответственности за непредставление справок о доходах, выплаченных физическим лицам за 1998 год, также незаконно, поскольку Законом "О подоходном налоге" не была определена ответственность за непредставление налоговыми агентами в налоговый орган в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, аналогичная установленной статьей 126 НК РФ.
В остальной части выводы суда являются правильными и переоценке не подлежат.
Вместе с тем, удовлетворяя иск частично, суд, установив обстоятельства, смягчающие ответственность товарищества, при снижении суммы штрафа с 2002,2 руб. до 1500 руб. не принял во внимание, что согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах, а также с учетом снижения всей суммы штрафа, подлежащего взысканию, решение суда следует отменить в части. Взыскать с товарищества в доход бюджета 358,7 руб. штрафа, признав исковые требования подлежащими удовлетворению в общей сумме 1 858,7 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.07.2002 по делу N 4090 в части отказа во взыскании штрафа за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога с вознаграждений, выплаченных физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, а также за непредставление садоводческим товариществом "Первомайский сад" сведений о таких доходах отменить.
Взыскать с садоводческого товарищества "Первомайский сад" в доход федерального бюджета 358,7 руб. штрафа.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с садоводческого товарищества "Первомайский сад" в федеральный бюджет 75 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2002 г. N 4090
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника