Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 8934/01 в части признания недействительным решения налогового органа о начислении пеней за несвоевременную уплату налога в территориальный дорожный фонд настоящее постановление отменено
Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2001 г. N 432
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Петренко А.Д. и Шевченко А.В., при участии от ОАО "Конаковская ГРЭС" Кошелева О.М. (доверенность от 28.07.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Конаковскому району Тверской области на решение от 16.02.2001 (судьи Орлова В.А., Потапенко Г.Я., Белов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.04.2001 (судьи Перкина В.В., Бажан О.М., Ильина В.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 432,
установил:
Открытое акционерное общество "Конаковская ГРЭС" (далее - ОАО "Конаковская ГРЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Конаковскому району (далее - налоговая инспекция) от 25.08.2000 N 7-07-07-3376 в части начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых декадных платежей по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 16.02.2000 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций суда о признании недействительным ее решения от 25.08.2000 в части начисления Обществу 2 951 204 руб. пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, и в иске в этой части отказать, указывая на нарушение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель истца просил жалобу отклонить и оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Конаковскому району о времени и месте слушания дела извещена, однако представители сторон в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.04.98 по 31.12.99, о чем составлен акт от 11.08.2000 N 7-07-07/217. По результатам проверки вынесено решение от 25.08.2000 N 7-07-07/3376 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, однако предложено уплатить начисленные в результате проверки суммы, в том числе 2951204 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
В ходе проверки установлено, что Общество не производило ежемесячные платежи налога на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем налоговая инспекция начислила пени.
Суд признал, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является год, и на этом основании признал незаконным начисление пеней на авансовые платежи налога, уплачиваемые налогоплательщиком в течение года.
Кассационная инстанция считает этот вывод ошибочным, не основанным на нормах действующего законодательства, регламентирующего порядок исчисления и уплаты этого налога.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 этой статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.
Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, что входит в понятие "порядок образования фонда", законодательным актом Тверской области - субъектом Российской Федерации - не установлен.
Ссылка налоговой инспекции на пункт 24.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" отклоняется кассационной инстанцией как необоснованная, поскольку установление сроков уплаты налога не входит в компетенцию налоговых органов, а относится исключительно к компетенции законодательных органов.
Таким образом, поскольку сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.
Следовательно, признание судами недействительным решения налоговой инспекции в части начисления 2 489 506 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, является правомерным.
Вместе с тем решение и постановление подлежат отмене в части признания недействительным решения налоговой инспекции о начислении пеней за просрочку перечисления налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исходя в связи с нарушением Обществом месячных сроков уплаты этого налога.
Как было указано, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден Порядок, согласно которому налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно, до 15-го числа за прошедший месяц.
Поскольку статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлено иное, из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 следует вывод о том, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд, установлен месяц.
Этот же вывод следует и из пункта 24.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.02.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.04.2001 Арбитражного суда Тверской области от 18.04.2001 по делу N 432 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Конаковскому району от 25.08.2000 N 7-07-07/3376 о начислении 461 698 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
В иске в этой части отказать.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Конаковская ГРЭС" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2001 г. N 432
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 8934/01 в части признания недействительным решения налогового органа о начислении пеней за несвоевременную уплату налога в территориальный дорожный фонд настоящее постановление отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию