Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2002 г. N 3927
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Чертилиной З.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" Полотовского Ф.Г. (доверенность от 07.05.2002), от департамента финансов администрации Тверской области Иванова П.В. (доверенность от 17.06.2002 N 12), от Министерства финансов Российской Федерации Армасовой Е.В. (доверенность от 15.05.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании от 08.10.2002 кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13.06.2002 (судья Рощупкина В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2002 (судьи Кольцова Т.В., Борцова Н.А., Куров О.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 3927,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к финансовому отделу администрации Кесовогорского района Тверской области (далее - Финансовый отдел) о взыскании 22 780 руб. 95 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О социальной защите инвалидов") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в 1999 году пятидесятипроцентной скидки по оплате потребленного газа.
Определением от 24.05.2002 к участию в деле по ходатайству истца привлечены в качестве ответчиков департамент финансов администрации Тверской области (далее - Департамент финансов) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ). Суд указанным определением и определением от 13.06.2002 удовлетворил ходатайства истца об отказе от исковых требований к Финансовому отделу и Департаменту финансов, а также о привлечении Финансового отдела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика.
Производство по делу приостанавливалось определением от 19.09.2001 на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определением от 24.05.2002 производство по делу возобновлено.
Решением от 13.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2002, исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Принятые по делу судебные акты обжалованы Минфином РФ в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на то, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, мотивируя свою позицию следующим:
- согласно статье 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- губернатором Тверской области принято постановление "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 21.10.96 N 498 (далее - Постановление губернатора), где указано, что компенсировать расходы данной категории граждан, проживающих в домах негосударственного жилищного фонда, должен бюджет муниципального образования;
- из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в адрес администрации Тверской области были перечислены трансферты в сумме 268 622 тыс. руб.;
- исполнение Минфином РФ закрепленной в статье 4 Закона РФ "О социальной защите инвалидов" обязанности по формированию показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов зависит от того, надлежащим ли образом исполнены другими участниками бюджетного процесса обязанности по предоставлению материалов, необходимых для составления проекта федерального бюджета;
- в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства виновности Минфина РФ в возникновении убытков истца.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
По мнению кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в 1999 году в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов" при взимании платы за потребляемый газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кесовогорского района Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в сумме 22 780 руб. 95 коп.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета.
В постановлении губернатора Тверской области "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 21.10.96 N 498, принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, указано, что расходы рассматриваемой категории граждан должны компенсироваться за счет бюджета муниципального образования.
В пункте 3 названного постановления губернатора Тверской области указано, что Финансовое управление администрации области при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год должно предусматривать в бюджетах городов и районов и областном бюджете средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с этим кассационная инстанция применительно к рассматриваемому спору находит обоснованным указание Минфина РФ, на неправомерность вывода суда о том, что законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать порядок возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность возместить расходы, понесенные ОАО "Тверьоблгаз", лежит на федеральном бюджете.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.
Удовлетворяя исковые требования за счет средств федерального бюджета, суд тем самым принял решение о перераспределении расходной части бюджетов различных уровней.
Кроме того, кассационная инстанция считает правомерным довод подателя жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличия виновных действий либо бездействия со стороны Минфина РФ, в результате которых у истца возникли убытки.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения требований за счет казны Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2002 Арбитражного суда Тверской области по делу N 3927 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2002 г. N 3927
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника