Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2005 г. N А56-17267/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 14.01.2005 N 20-05/355), от общества с ограниченной ответственностью "Вега" Алексеева Д.О. (доверенность от 11.01.2005) и Полякова Д.Б. (доверенность от 11.01.2005),
рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 21.06.2004 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 (судьи Семиглазов В.А., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17267/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга, правопредшественника Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция), от 16.04.2004 N 06/239.
Решением суда от 21.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004. В кассационной жалобе Инспекция указывает на то, что Общество не имеет права на налоговые вычеты по 51-му счету-фактуре, поскольку для принятия на учет приобретенного товара использовались товарные, а не товарно-транспортные накладные. Кроме того, налогоплательщик не подтвердил получение и оприходование этого товара соответствующими документами по хранению его на складах и транспортировке.
В отзыве Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции заявил о замене налогового органа в связи с реорганизацией Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга и поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество 19.01.2004 представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2003 года, в которой заявило к вычету 6 434 967 руб., а к возмещению из бюджета - 684 967 руб.
В ходе камеральной проверки названной декларации Инспекция сделала вывод о том, что налогоплательщик неправомерно заявил суммы налоговых вычетов и возмещения, поскольку не представил документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов и запрос налогового органа о представлении документов не исполнил.
Решением от 16.04.2004 N 06/239 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 1 286 993 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислила 6 434 967 руб. НДС и начислила 263 120 руб. пеней.
Общество не согласилось с названным решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установили, что Общество правомерно применило налоговые вычеты, поскольку приняло товар на учет на основании товарных накладных, составленных по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132.
Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза или переработки вне таможенной территории.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия этих товаров (работ, услуг) к учету и последующую их реализацию.
В проверяемом периоде заявитель приобретал у поставщиков товар, который продавал другим лицам. При этом, приобретая товар, Общество оформляло товарные накладные по форме ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", что соответствует положениям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В связи с этим несостоятельна ссылка налогового органа на Инструкцию Министерства финансов СССР от 30.11.1983 N 156, Госкомстата СССР от 30.11.1983 N 354/7, Госбанка СССР от 30.11.1983 N 30, приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Товарно-транспортные накладные налогоплательщик не оформлял, а следовательно, не мог представить их Инспекции по ее требованию. Кроме того, Общество не хранило товар и не перевозило его, в связи с чем не направило в налоговый орган договоров хранения, складирования аренды и документов по перевозке товара.
Наличие счетов-фактур, составленных с соблюдением положений статьи 169 НК РФ, Инспекция не оспаривала.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что заявитель подтвердил правомерность применения налоговых вычетов, и признали недействительным решение налогового органа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17267/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия указанных товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
По мнению налогового органа, общество не имеет права на налоговые вычеты, т.к. для принятия на учет приобретенного товара использовались товарные, а не товарно-транспортные накладные.
Суд пришел к выводу, что общество имеет право на налоговый вычет, т.к. приняло товар на учет на основании товарных накладных, составленных по форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Учитывая положения указанной нормы, суд отметил, что для реализации предусмотренного п.1 ст.171 НК РФ права на налоговые вычеты налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при приобретении товаров, а так же доказать факт принятия этих товаров к учету и последующую их реализацию.
Суд установил, что в проверяемом периоде общество приобретало у поставщиков товар, которые продавало другим лицам. При этом оформляло товарные накладные по форме ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132. Указанные действия общества, по мнению суда, соответствуют положениям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В связи с этим признал несостоятельной ссылку налогового органа на Инструкцию Минфина СССР от 30.11.1983 N 156, Госкомстата СССР от 30.11.1983 N 354/7, Госбанка СССР от 30.11.1983 N 30, приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2005 г. N А56-17267/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника