Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А56-10397/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга Красиковой В.В. (доверенность от 12.01.2005 N 13/81),
рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 08.06.2004 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2004 (судьи Петренко Т.Н., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10397/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Чипита Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения на листах дела 56-57) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 15.12.2003 N 25/263-К об отказе в возмещении 225 665 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2003 года и об обязании налогового органа возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением от 08.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно предъявил к возмещению 225 665 руб. НДС, поскольку на представленных им копиях транспортных, товаросопроводительных документов отсутствуют отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров, подтверждающие вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 02.10.2003 представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за сентябрь 2003 года по экспорту кондитерских и хлебобулочных изделий, осуществленному в апреле 2003 года, заявив к вычету 225 665 руб. налога, уплаченного поставщикам. Вместе с декларацией налогоплательщик представил документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% и права на возмещение НДС.
В ходе камеральной проверки названной декларации налоговый орган сделал вывод о том, что Общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0%, поскольку на копиях представленных им транспортных, товаросопроводительных документов отсутствуют отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров, подтверждающие вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Решением от 15.12.2003 Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении 225 665 руб. НДС за сентябрь 2003 года.
Общество не согласилось с таким решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, посчитали, что налогоплательщик представил в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, и доказал право на возмещение 225 665 руб. НДС, уплаченного поставщикам. При этом суды первой и апелляционной инстанций сослались на Указ Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", в соответствии с которым на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль, в связи с чем невозможно проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
В соответствии со статьей 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Из приведенных норм следует, что для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров организации-экспортеру необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы. Факты экспорта товара, поступления выручки от иностранного лица - покупателя на счет Общества, а также уплаты налогоплательщиком НДС поставщикам товара подтверждаются материалами дела и не оспариваются Инспекцией.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод налогового органа о несоответствии товаросопроводительных документов (CMR) требованиям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, в связи с отсутствием на них подтверждающей вывоз товаров за пределы Российской Федерации отметки таможенного органа "Товар вывезен".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортером в налоговый орган представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль.
Во исполнение названного Указа Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан приказ от 07.07.95 N 443, пунктом 1 которого предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
Поскольку таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменены, проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара невозможно.
Согласно пункту 2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" подтверждение фактического вывоза товара через внешнюю границу Таможенного союза осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в Приложении 3 к названному приказу, пунктом 3 которого предусмотрено проставление на обратной стороне грузовой таможенной декларации заверенной отметки "Товар вывезен полностью" и даты фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза по информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза, что необходимо для осуществления налогового контроля.
На представленных Обществом копиях CMR имеются отметки таможенного органа "Выпуск разрешен", а на грузовых таможенных декларациях - отметки о вывозе товаров за пределы внешней границы Таможенного союза государств - участников СНГ, что не оспаривается Инспекцией. Наличие документов с такими отметками является достаточным доказательством экспорта товаров.
Таким образом, Общество с соблюдением требований налогового законодательства подтвердило правомерность применения налоговой ставки 0%.
Кроме того, налоговый орган не оспаривал право Общества на вычеты, а также размер уплаченного поставщикам НДС. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что у налогоплательщика нет задолженности по налогам и другим обязательным платежам по состоянию на 20.05.2004, что подтверждается справкой Инспекции от 20.05.2004 N 18/8135 (лист дела 65).
Заявление о возмещении 225 665 руб. НДС путем возврата денежных средств на расчетный счет Общество направило в налоговый орган 02.10.2003 (лист дела 8).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные налогоплательщиком требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2004 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10397/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А56-10397/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника