Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2005 г. N А56-25046/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области Деминовой О.В. (доверенность от 30.12.2004 N 39550) и Семеновой А.В. (доверенность от 30.12.2004 N 39544), от закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис" Глумова Д.А. (доверенность от 20.10.2004 N 57),
рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2004 по делу N А56-25046/04 (судья Савицкая И.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 16.06.2004 N 13-24/13249 о доначислении 27 041 187 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и требования от 24.06.2004 N 16121 об уплате этой суммы налога Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, правопредшественника Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция).
Решением суда от 15.09.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 15.09.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество не представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), оно не подтвердило свое право на применение ставки НДС 0%, а следовательно, налоговый орган правомерно доначислил названный налог.
В отзыве Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции заявил о замене налогового органа в связи с реорганизацией Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области и поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 20.02.2004 представило в Инспекцию декларации по НДС по внутреннему рынку и по ставке 0% за январь 2004 года, а также документы в подтверждение права на применение налоговой ставки 0%. Затем 16.03.2004 налогоплательщик представил уточненные декларации по этому налогу по внутреннему рынку и по ставке 0%.
В ходе камеральной проверки деклараций по НДС по ставке 0% налоговый орган установил, что вместо грузовых таможенных деклараций Общество представило временные таможенные декларации на сумму 150 228 815 руб. и на всех декларациях отсутствовала отметка пограничного таможенного органа "Товар вывезен". Таким образом, по мнению Инспекции, налогоплательщик не подтвердил права на применение ставки НДС 0% и не включил названную сумму в налоговую базу по внутреннему рынку и не уплатил с нее НДС.
Решением от 16.06.2004 N 13-24/13249 налоговый орган отказал в привлечении Общества к ответственности по статье 122 НК РФ, однако доначислил 27 041 187 руб. НДС по экспортным операциям и предложил налогоплательщику уплатить доначисленную сумму налога в срок, указанный в требовании от 24.06.2004 N 16121.
Общество не согласилось с решением и требованием Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что на момент вынесения Инспекцией решения от 16.06.2004 не истекли предусмотренные пунктом 9 статьи 165 НК РФ 180 дней для представления налогоплательщиком пакета документов в подтверждение права на применение налоговой ставки 0%. По мнению суда, налоговый орган не доказал также и факт неполной уплаты Обществом НДС по операциям на внутреннем рынке, отраженным в уточненной декларации, в связи с чем признал решение и требование Инспекции недействительными.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% или 20%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
В то же время в силу статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ. В пункте 6 статьи 166 НК РФ указано, что сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц. В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. При этом конкретный срок представления расчета налога по ставке 0% не установлен, а поэтому наступает на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Из положений статьи 167 НК РФ следует, что налогоплательщикам по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, предоставлено право не вносить налог в течение 180 дней с момента оформления отгрузки товара в таможенном режиме экспорта.
Как установлено судом первой инстанции, на момент вынесения Инспекцией решения от 16.06.2004 для налогоплательщика не истекли 180 дней, предусмотренные для сбора пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Инспекция этого обстоятельства не оспаривает, однако считает, что, представив документы с декларацией по НДС по ставке 0% за январь 2004 года, Общество не воспользовалось своим правом на сбор документов в течение 180 дней.
Между тем отсутствие грузовых таможенных деклараций свидетельствует о том, что Общество не собрало полный пакет документов для подтверждения правомерности применения ставки 0% в январе 2004 года и такой возможности на момент принятия решения не утратило.
При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно включил поступившие за реализованный на экспорт товар 150 228 815 руб. в базу, облагаемую НДС по внутреннему рынку, и необоснованно доначислил оспариваемым решением 27 041 187 руб. НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2004 по делу N А56-25046/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2005 г. N А56-25046/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника