Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2005 г. N А66-5101/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Тверской области Пега Н.Н. (доверенность от 11.01.2005), от МП "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства" Бачевской О.Б. (доверенность от 04.06.2004),
рассмотрев 19.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции министерства российской федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.09.2004 по делу N А66-5101/2004 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Муниципальное предприятие Удомельского района Тверской области "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (после реорганизации Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N3 по Тверской области, далее - инспекция) от 26.05.2003 N 03-33/289 о доначислении Предприятию налога на добавленную стоимость в сумме 1 678 000 руб., пеней за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 77 900 руб. и привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 335 600 руб. штрафа.
Решением суда от 08.09.2004 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказать. Как указывает податель жалобы, налоговая база при оказании населению коммунальных услуг определяется налогоплательщиками в соответствии с ценами (тарифами), установленными органами местного самоуправления. В этом случае убыток, возникший у предприятий жилищно-коммунальной сферы, возмещается органами местного самоуправления, которые выступают в роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг. Такие денежные средства не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. В данном случае, как указывает податель жалобы, денежные средства получены Предприятием от федерального государственного унитарного предприятия "Росэнергоатом" (далее - ФГУП "Росэнергоатом"), которое согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации не является получателем бюджетных средств. Следовательно, средства полученные Предприятием от ФГУП "Росэнергоатом", подлежат обложением налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие было создано на основании постановления Администрации Тверской области от 15.07.2003 в целях содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, принимаемых в муниципальную собственность Удомельского района Тверской области из государственной собственности. На основании договора от 23.10.2002 ФГУП "Росэнергоатом" передал на баланс Предприятия объекты жилищного фонда. Согласно договору "О распределении расходов по содержанию имущества переданного в муниципальную собственность" от 19.03.2003 N 55, ФГУП "Росэнергоатом" в пределах сумм, утвержденных ФЭК России, принимает на себя обязательства в течении трех лет нести расходы по содержанию объектов переданных в муниципальную собственность в следующем объеме: 100% в 2003 году, 50% в 2004 году 25% в 2005 году. В январе 2004 года Предприятием согласно платежным поручениям от 08.10.2004 N 59227 от 20.01.2004 N 402 получены денежные средства в сумме 11 000 000 руб. от ФГУП "Росэнергоатом" по договору от 19.03.2003 N 55.
Предприятие представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года, где отразило полученную от ФГУП "Росэнергоатом" денежные средства в сумме 11 000 000 руб.
Позднее, 22.03.2004 Предприятие представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года, в которой уменьшило налогооблагаемую базу по указанному налогу на сумму возмещения расходов по содержанию жилищно-коммунальных объектов в размере 11 000 000 руб.
В ходе камеральной проверки представленных деклараций, налоговым органом установлено занижение налога на добавленную стоимость за январь 2004 года на сумму 1678 000 руб., о чем составлен акт от 26.04.2004 N 03-35/31.
В акте проверки Инспекция указала, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предусмотрено увеличение налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, денежные средства, полученные от ФГУП Концерн "Росэнергоатом", подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По результатам проверки, с учетом представленных Предприятием возражений по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 26.05.2003 N 03-33/289 о доначислении Предприятию 1 678 000 руб. налога на добавленную стоимость в сумме, 77 900 руб. пеней и привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 335 600 руб. штрафа.
Общество с решением налоговой инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Предприятия, посчитал, что в данном случае средства, перечисленные ФГУП Концерн "Росэнергоатом", не связаны с оплатой за реализованные товары (работы, услуги), поскольку фактически заявителю компенсируется убыток по содержанию переданного имущества.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Предприятия, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, предусматривающей порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно договору от 23.10.2002 ФГУП Концерн "Росэнергоатом" передал Муниципальному образованию "Удомельский район Тверской области" объекты жилого фонда, инженерные сети и объекты коммунально - бытового хозяйства, что подтверждается актом от 28.02.2002. В соответствии с договором "О распределении расходов по содержанию имущества переданного в муниципальную собственность" от 19.03.2003 N 55, ФГУП "Росэнергоатом" принял на себя обязанность по несению расходов по содержанию переданного в муниципальную собственность имущества, которые были им надлежащим образом исполнены: платежным поручениям от 08.10.2004 N 59227 и от 20.01.2004 N 402 ФГУП Концерн "Росэнергоатом" денежные средства в сумме 2 000 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно были перечислены Предприятию.
В данном случае Предприятие не оказывало ФГУП "Росэнергноатом" услуг по содержанию домов, находящихся в муниципальной собственности. Денежные средства перечислялись в порядке компенсации расходов по содержанию домов в результате изменения их собственника.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что полученные Предприятием от ФГУП Концерн "Росэнергоатом", денежные средства не связаны с оплатой реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и, следовательно, не должны включаться в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судебный акт соответствуют действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2005 г. в резолютивной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "решение Арбитражного суда Псковской области" следует читать "решение Арбитражного суда Тверской области"
Принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 08.09.2004 по делу N А66-5101/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2005 г. N А66-5101/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка