Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А52/3962/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев 19.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение от 06.09.2004 (судья Васильева О.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 (судьи Падучих Н.М., Радионова И.М., Манясева Г.И.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3962/2004/2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лиман" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - Инспекция) от 17.05.2004 N 18-07/911 об отказе заявителю в возмещении 217 947 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2004 года и обязании Инспекции возместить указанную сумму налога.
Решением суда от 06.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не имеет права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку реализация товара произведена на территории Российской Федерации. Инспекция указывает, что согласно представленным заявителем контракту и грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), поставка товара осуществлялась на условиях FCA Псков.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 29.10.2003 N 11, заключенного с паевым товариществом "Сет-Фиш", Эстония, осуществляло экспорт рыбной продукции.
Общество 17.02.2004 представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года с документами, предусмотренными статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающими право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и на возмещение из бюджета 217 947 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товаров на экспорт.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 17.05.2004 N 18-07/911 об отказе в возмещении 217 947 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2004 года по экспортным операциям. Основанием для принятия данного решения послужило то, что контрактом от 29.10.2003 N 11 предусмотрена поставка товаров на экспорт на условиях FCA Псков при перевозке автомобильным транспортом, место перехода права собственности на товары покупателю в контрактах не оговорено. Согласно условиям FCA поставка товара считается исполненной с момента передачи товара перевозчику, указанному покупателем, в обозначенном месте (пункте). В соответствии со статьями 223 и 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, и именно покупатель вправе в дальнейшем распоряжаться приобретенным товаром, в том числе помещать под таможенный режим экспорта. В представленных Обществом международных товарно-транспортных накладных местом передачи товара иностранному перевозчику является Псков.
Следовательно, по мнению налогового органа, товары предназначенные к отправке на экспорт, реализованы налогоплательщиком на территории Российской Федерации.
Общество с решением налогового органа не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно названной норме возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при реализации товаров на экспорт, осуществляется путем их зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления вышеуказанной декларации с соответствующими документами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). В этот перечень согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ включены следующие документы: контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ представило налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факт реализации товаров на экспорт (помещение под таможенный режим экспорта и вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в экспортном контракте), так и факт поступления валютной выручки.
Документы оценены судами обеих инстанций и признаны надлежащими.
Этот факт не оспаривается и налоговым органом. О наличии недостатков в оформлении полученных от Общества документов Инспекция не заявляет.
Ссылку налогового органа на то, что согласно условиям контракта с иностранным покупателем не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, кассационная инстанция считает несостоятельной, поскольку поставка товара на условиях FCA ("Франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке товара после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте.
Условия поставки применительно к "Инкотермс 2000" для установления момента перехода права собственности на товар для целей применения ставки налогообложения по налогу на добавленную стоимость 0 процентов значения не имеют, поскольку налоговым законодательством в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 и пункте 1 статьи 165 НК РФ установлены иные правила.
Факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации за границу реализованного Обществом товара иностранным покупателям без обязательств об обратном ввозе установлен судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела.
При этом "Инкотермс 2000" регулирует момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара, а не момент перехода права собственности на передаваемую вещь. Право применения налоговой ставки 0 процентов поставлено в зависимость от фактического осуществления экспорта товара и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что судом сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа Обществу в возмещении 217 947 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2004 года по экспортным операциям.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3962/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А52/3962/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника