Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2001 г. N 4477
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2000 по делу N 4477 (судья Борцова Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании убытков в виде недополученного за третий квартал 2000 года дохода в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг лицам, проживающим в Кашинском районе Тверской области, на основании Федерального закона "О ветеранах". Общая сумма, предъявленная ко взысканию, составила 258932 руб. 64 коп.
Решением от 20.12.2000 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Решение обжаловано департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. По мнению департамента финансов, статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней. Кроме того, ответчик ссылается на то, что реализация законодательного акта возможна только в пределах средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах. По мнению подателя жалобы, судом не проверено фактическое предоставление льгот каждому ветерану, указанному в списках.
От истца поступил отзыв, в котором он просит оставить решение суда без изменения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" предоставило гражданам - ветеранам труда, проживающим на территории Кашинского района, пятидесятипроцентную скидку на оплату коммунальных услуг по газоснабжению.
Поскольку истец в результате предоставления вышеуказанной льготы недополучил доход от платы за оказанные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам данным законом, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и на оплату коммунальных услуг производятся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что суд не выяснил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Материалами дела подтверждается обоснованность иска. Об этом свидетельствуют расчет убытков по каждому ветерану, надлежащим образом заверенные списки лиц, которые вправе пользоваться льготами и проживают в домах, находящихся в ведении истца.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный характер.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 того же кодекса в случаях, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.12.2000 Арбитражного суда Тверской области по делу N 4477 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Лавриненко |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2001 г. N 4477
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника