Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2005 г. N А56-11995/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от дочернего государственного унитарного предприятия "РОСТЭК-Выборг" Щукина А.С. (доверенность от 09.06.2004 N 26), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Семеновой А.В. (доверенность от 30.12.2004 N 39544),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2004 по делу N А56-11995/04 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Дочернее государственное унитарное предприятие "РОСТЭК-Выборг" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 20.11.2003 N 13-24/30121 и от 19.12.2003 N 13-24/32290 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларациям за июль и август 2003 года по экспортным операциям.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2004 требования заявителя удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Предприятие не подтвердило обоснованность применения ставки 0 процентов, так как на момент вынесения налоговым органом оспариваемых решений налогоплательщик не представил вместе с налоговыми декларациями по ставке 0 процентов за июль и август 2003 года грузовые таможенные декларации, предусмотренные подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
В связи с реорганизацией налоговых органов Российской Федерации и по ходатайству представителя налоговой инспекции кассационной инстанцией на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предприятие 20.08.2003 и 22.09.2003 представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль и август 2003 года, а также документы для подтверждения его права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации работ (услуг) по транспортировке импортных грузов на территорию Российской Федерации, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Налоговый орган провел камеральные проверки указанных деклараций с приложенными к ним документами, по результатам которых приняты решения от 20.11.2003 N 13-24/30121 об отказе в возмещении 23 752 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года и от 19.12.2003 N 13-24/32290 об отказе в возмещении из бюджета 5 891 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
В обоснование принятого решения налоговая инспекция указала на то, что в нарушение подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ Предприятием не представлены грузовые таможенные декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме (вид режима налоговым органом не указан), и отметками пограничного таможенного органа, через который товар ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Общество, считая оспариваемые решения налогового органа незаконными, обжаловало их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, выполняемых российскими перевозчиками.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ для подтверждения права на применение ставки 0 процентов и возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг) в налоговые органы представляются следующие документы, перечисленные в подпунктах 1-4 пункта 4 статьи 165 НК РФ:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации).
Таким образом, при экспорте товара на ГТД должны быть отметки двух таможенных органов, а при импорте - одного таможенного органа;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Как следует из подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ налогоплательщик-перевозчик импортируемых товаров должен представить в налоговый орган таможенную декларацию (ее копию) с соответствующей отметкой российского таможенного органа.
Необходимость представления перевозчиками полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе грузовых таможенных деклараций, подтверждена и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-П.
В данном случае налоговая инспекция в ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования не оспаривает, что Предприятие в июле и августе 2003 года осуществляло реализацию работ (услуг) по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров и для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов представило в налоговый орган документы, соответствующие требованиям подпунктов 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ.
В то же время налогоплательщик не представил в налоговый орган предусмотренные подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ грузовые таможенные декларации с необходимыми отметками таможенных органов, в связи с отказом последних предоставить копии этих документов перевозчику.
Таможенные органы отказали Предприятию в предоставлении копий грузовых таможенных деклараций, сославшись на то, информация, содержащаяся в таможенной декларации, является конфиденциальной и может составлять государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и в соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации подлежит использованию исключительно в таможенных целях и не должна передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также иные законодательные акты не предусматривают возможности передачи таможенными органами таможенной декларации (копии) перевозчикам, не являющимся уполномоченными лицами декларанта либо не обладающим достаточными полномочиями в отношении декларируемых товаров.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истребовал у Ногинской таможни, Московской южной таможни, Московской западной таможни, Щелковской таможни, Санкт-Петербургской таможни, Новгородской таможни и Московской северной таможни копии грузовых таможенных деклараций, которые Предприятие не имело возможности получить.
Поскольку налоговая инспекция в ходе проверки представленных налогоплательщиком документов не оказала ему в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ помощь в получении грузовых таможенных декларациях, а ограничилась формальным отказом в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за июль и август 2003 года, суд правомерно истребовал у таможенных органов документы, необходимые Предприятию для подтверждения его права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных им при осуществлении операций по реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Действия суда по истребованию в ходе судебного разбирательства документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, соответствуют положениям статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.1 мотивировочной части постановления от 14.07.2003 N 12-П.
Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что "по смыслу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В данном случае такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), - обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении налоговой ставки 0 процентов. Арбитражный суд, если он признает обоснованными доводы перевозчика о невозможности получения копии декларации, должен учитывать требования статьи 135 АПК Российской Федерации, предусматривающей обязанность суда содействовать лицам, участвующим в деле, в получении необходимых доказательств по делу от других лиц (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 января 2003 года N 9915/02)".
Поскольку налоговая инспекция в процессе проведения предусмотренной пунктом 4 статьи 176 НК РФ проверки и наличия ссылок Предприятия на отказ таможенных органов предоставить копии грузовых таможенных деклараций не оказала содействия в получении от таможенных органов необходимых документов.
Эти документы истребованы и получены судом.
С учетом представленных по запросу суда грузовых таможенных деклараций (приобщенных к материалам дела), которые содержат надлежащим образом оформленные отметки таможенных органов, наличие которых налоговая инспекция не оспаривает, а также иных документов, подтверждающих право Предприятия на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые решения налогового органа недействительными.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2004 по делу N А56-11995/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2005 г. N А56-11995/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника