Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 января 2005 г. N А42-4307/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 17.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области на решение от 04.06.04 (судья Востряков К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 12.10.04 (судьи Сачкова Н.В., Каширская С.Г., Посыпанко Е.Н.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4307/04-25,
установил:
Государственное учреждение "Петрозаводский государственный университет" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области (далее - инспекция), выразившегося в неосуществлении зачета 19 852 руб. 58 коп. излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, а также об обязании инспекции зачесть учреждению указанную сумму в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (далее - управление фонда).
Решением суда от 04.06.04 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит изменить указанные судебные акты и обязать управление фонда произвести зачет излишне уплаченных пеней в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, инспекцией направлены в адрес Кольского филиала учреждения два требования (N 1 по состоянию на 28.01.03 и N 889 по состоянию на 23.10.02) об уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, за 2002 год (листы дела 7, 9). Во исполнение требования от 23.10.02 N 889 учреждение платежным поручением от 23.12.02 N 1303 уплатило 18 316 руб. 49 коп. пеней (лист дела 8). При этом 11 443 руб. 36 коп. пеней зачтены налоговым органом в счет переплаты в соответствии с решением налоговой инспекции от 21.03.03 N 115 и уведомлением о вынесенном решении от 24.03.03 N 1/2-10/4557 (листы дела 10-11). Полагая, что пени следует исчислять не помесячно, а поквартально, учреждение произвело перерасчет подлежащих уплате пеней и 08.04.02 обратилось в инспекцию с заявлением о зачете 19 852 руб. 58 коп. излишне уплаченных пеней в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (лист дела 13). Однако в установленный законом срок решение о зачете налоговым органом не вынесено, в связи с чем учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены путем толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы государственных внебюджетных фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В пункте 2 данной нормы указано, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из буквального толкования изложенных норм, суд кассационной инстанции считает, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов не являются предметом налогового контроля.
Данный вывод подтверждается и статьей 3 Закона N 167-ФЗ, в соответствии с которой средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает обоснованной ссылку подателя жалобы на невозможность применения налоговым органом к рассматриваемым правоотношениям Методических указаний о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2000 N БГ-3-07/466, по следующим основаниям.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "статьей 32" следует читать "статьей 34"
В соответствии со статьей 32 Закона N 167-ФЗ данный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 17.12.01. Как указано выше, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемые согласно Закону N 167-ФЗ, не являются налогами и не могут приравниваться к налоговым платежам. Следовательно, Методические указания следует применять к отношениям, связанным со взысканием задолженности, образовавшейся по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.02, и возвратом (зачетом) страховых платежей за период до 01.01.02, поскольку данный нормативный акт принят до вступления в силу Закона N 167-ФЗ, изменившего природу страховых взносов. Вместе с тем спор по настоящему делу связан с возвратом пеней по страховым взносам, уплаченным за 2002 год, а следовательно, данные Методические указания применению не подлежат.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для признания бездействия инспекции незаконным, поскольку налоговым органам не предоставлено право принимать решения о возврате (зачете) страхователям излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации пеней по страховым взносам за 2002 год.
Кассационная инстанция считает необходимым указать на то обстоятельство, что заявление о зачете 19 852 руб. 58 коп. излишне уплаченных пеней в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подано учреждением в инспекцию, а не в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, потому суд в рассматриваемом случае не может признать незаконным бездействие территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и обязать его произвести зачет пеней.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.04 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4307/04-25 отменить.
В удовлетворении требований, заявленных государственным учреждением "Петрозаводский государственный университет", отказать.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2005 г. N А42-4307/04-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка