Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2001 г. N А56-31886/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Закордонской Е.П.,
судей Хохлова Д.В., Бухарцева С.Н.,
при участии представителей
истца - Яковлевой Н.А. (дов. от 01.02.2001 N 12),
ответчика - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 22.12.2000 ( судья И.Е.Демина) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31886/00,
установил:
ООО "Аустенит" обратилось в арбитражный суд с иском к Санкт-Петербургской таможне о возврате излишне уплаченных вывозных платежей в сумме 277755 рублей 07 копеек и пеней в сумме 5733 рублей 53 копеек.
Решением суда от 22.12.2000 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда, считая его неправомерным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашения о Таможенном союзе" от 28.10.98 N 1198 подлежит применению со дня его подписания, поскольку для физических лиц Правительством Российской Федерации установлен отдельный порядок таможенного оформления и уплаты платежей и их права данным постановлением не затрагиваются. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат излишне уплаченных таможенных платежей в судебном порядке не предусмотрен ни АПК РФ, ни НК РФ. Из искового заявления следует, что предметом спора является несогласие истца с конкретным действием таможенного органа, выразившееся в отказе совершить возврат таможенных платежей. Поскольку НК РФ не содержит норм, регулирующих порядок обжалования при обжаловании действий должностных лиц, следовательно обжалование должно производиться в соответствии с главами 56, 57, 58 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 407 Таможенного кодекса Российской Федерации на решения, действия, бездействия таможенного органа первоначальная жалоба подается в вышестоящий таможенный орган, в данном случае в СЗТУ РФ.
Законность обжалуемого решения проверена кассационной инстанцией.
Из материалов дела следует, что Санкт-Петербургской таможней произведен расчет таможенных платежей за товар, отгруженный истцом на экспорт по грузовым таможенным декларациям N 03910/03119/011184 от 03.11.99, N 03910/04119/011251, ...011253, ...011252 от 04.11.99 в соответствии с Приказом ГТК РФ от 23.11.99 N 810 по ставкам, введенным Постановлением Правительства РФ от 28.10.98 N 1198 с даты подписания данного Постановления.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона РФ от 17.12.97 N 2-ФКЗ постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.99 N 1198 официально опубликовано в "Российской газете" 03.11.99.
Таким образом, таможней доначислены таможенные платежи исходя из ставок таможенных пошлин, установленных постановлением Правительства Российской Федерации, не вступившим в силу на день принятия таможенной декларации.
Приказ ГТК РФ от 11.07.2000 N 583 в части установления даты, с которой подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.99, не может быть принят во внимание, поскольку ГТК Российской Федерации не вправе устанавливать дату вступления в силу актов Правительства Российской Федерации.
Права человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации, распространяются на юридических лиц в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.
Постановление Правительства РФ от 28.10.99 N 1198 затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку касается конституционных прав каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ), а также права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 НК Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Статья 78 НК РФ устанавливает, что правила о возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора применяются также при возврате излишне уплаченной суммы налога или сбора в связи с перемещением товара через таможенную границу Российской Федерации. Согласно указанной норме сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность возврата излишне уплаченных налогов как по решению таможенного (налогового) органа, так и по решению суда. При этом направление в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов не предусмотрено законом как условие обращения в суд с иском о возврате таких сумм. Кроме того, исковое заявление подано о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а не жалоба на действия должностных лиц, поэтому ссылка в кассационной жалобе на статью 407 Таможенного кодекса несостоятельна.
Суду представлены документы о перечислении излишней суммы таможенных платежей, в связи с чем исковые требования удовлетворены правомерно.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы несостоятельны, оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.12.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31886/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.П. Закордонская |
С.Н. Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2001 г. N А56-31886/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника