Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2001 г. N А56-20486/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Пастуховой М.В., Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Скрап" Бравировой Т.Ю. (доверенность от 16.11.2000 N 197/51), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Черновой Е.А. (доверенность от 04.01.01 N 04-05/110), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2000 по делу N А56-20486/00 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скрап" (далее - ООО "Скрап") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возвратить из бюджета 6 802 021 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2000 года и 8 933 081 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2000 года. Налог на добавленную стоимость уплачен поставщикам продукции и услуг, использованных при экспорте продукции. Иск о возмещении указанных сумм налога предъявлен на основании пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Решением суда от 14.12.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, считая, что судом неправильно применен пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". По мнению подателя жалобы, ООО "Скрап" не может быть возмещен из бюджета налог на добавленную стоимость до завершения встречных проверок поставщиков, которым этот налог уплачен истцом при расчетах за продукцию и услуги, поскольку источник возмещения налога на добавленную стоимость возникает только после уплаты этого налога в бюджет поставщиками.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Скрап" 20.07.2000 и 18.08.2000 обращалось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга с заявлениями о возмещении из бюджета 15 735 102 руб. налога на добавленную стоимость за июнь и июль 2000 года на основании пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", представив до этого в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за те же периоды, в которых указало суммы налога, подлежащие возмещению из бюджета.
Налоговая инспекция в срок, установленный пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не возместила ООО "Скрап" указанную сумму налога, а провела выездные налоговые проверки правомерности предъявления ООО "Скрап" к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и использования этим налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". В актах выездной налоговой проверки от 04.09.2000 N 4518/16 и от 20.11.2000 N 5989/16 и актах сверки расчетов (том 1, л.д. 71, 72) налоговая инспекция указала на наличие задолженности бюджета перед ООО "Скрап" по налогу на добавленную стоимость за июнь и июль 2000 года в сумме 15 735 102 руб. Задолженности по налогам, пеням и штрафам у ООО "Скрап" перед бюджетом нет.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с их экспортом.
Из приведенных норм Закона следует, что налогоплательщик вправе предъявить к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость, фактически уплаченную поставщикам при расчетах за товары (работы, услуги), использованные при экспорте продукции, если подтвердит первичными документами оплату поставщикам приобретенных товаров (работ, услуг) вместе с налогом на добавленную стоимость и обоснованность отнесения их стоимости на издержки обращения.
Из материалов дела видно, что ООО "Скрап" осуществляло реализацию продукции на экспорт на основании контракта от 02.02.2000 NE97S, заключенного с иностранной фирмой "Glax LTD", и спецификаций к нему. Поставка продукции на экспорт подтверждается грузовыми таможенными декларациями с отметками уполномоченных таможенных органов, поручениями на отгрузку экспортных товаров. Валютная выручка за реализованную продукцию поступила на счет экспортера в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.
Представленными по делу документами (платежными поручениями, выписками банка) подтверждается оплата истцом продукции, работ, услуг вместе с налогом на добавленную стоимость поставщикам. Поставка продукции, впоследствии реализованной на экспорт, оказание услуг по ее перевозке, перетарке и других, связанных с экспортом продукции, подтверждены налогоплательщиком и не оспариваются налоговой инспекцией.
Учитывая изложенное, а также то, что налоговая инспекция в срок, установленный пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не решила вопрос о возмещении налога на добавленную стоимость налогоплательщику - ООО "Скрап", суд, по мнению кассационной инстанции, правомерно удовлетворил исковые требования этой организации.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе. Действующим налоговым законодательством на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению налогового контроля, в том числе и путем проведения встречных налоговых проверок (статьи 82, 87 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако при осуществлении мероприятий налогового контроля не должны нарушаться права налогоплательщика, установленные законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2000 по делу N А56-20486/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2001 г. N А56-20486/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника