Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2002 г. N А21-2641/02-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Кустова А.А., Марьянковой Н.В.,
при участии от Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области Андреевой Е.М. (доверенность от 16.10.2002 N 01/3408),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области на решение от 04.06.2002 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2002 (судьи Шкутко О.Н., Лузанова З.Б., Шпенкова С.В.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2641/02-С1,
установил:
Комитет по финансам и бюджету администрации Калининградской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области (далее - УФК) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о возмещении убытков в сумме 1195931 руб., возникших в связи с предоставлением военнослужащим льгот по оплате коммунальных услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства "Чкаловск" (далее - ЖКХ).
Решением от 04.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2002, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением главы администрации Калининградской области от 05.06.2002 N 264 комитет переименован в Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области (далее - управление).
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, иск удовлетворить в сумме 1034282 руб. В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующее:
- в пункте 10 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) говорится о праве субъектов Российской Федерации на компенсацию понесенных ими расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим на основании Закона;
- льготы военнослужащим установлены федеральным законом, следовательно, и обеспечиваться они должны из федеральных источников;
- компенсация расходов Калининградской области на реализацию Закона в 1998 и 1999 годах из федерального бюджета не производилась.
В отзыве на кассационную жалобу ответчики просят отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что доводы, изложенные в ней, противоречат требованиям действующего законодательства, ссылаясь на следующее:
- заявленная истцом сумма была взыскана в пользу ЖКХ вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2000 по делу N 2572. Вопрос о надлежащем ответчике исследовался в судах первой и апелляционной инстанций. Предъявление истцом настоящего иска направлено на внесение изменений во вступивший в законную силу судебный акт;
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 9 статьи 15" следует читать "пунктом 10 статьи 15"
- пунктом 9 статьи 15 Закона предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате муниципального жилья, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- истец не представил доказательств, подтверждающих факт недостатка тех средств, которые были выделены Калининградской области из средств федерального бюджета в целях финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной защищенности, и документов, указывающих, на что эти средства были направлены.
УФК, Минфин, ЖКХ о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель управления поддержал жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением суда от 16.06.2000 по делу N 2572 с управления в пользу ЖКХ взыскано 1195931 руб. 25 коп. расходов, произведенных им на предоставление гражданам в ноябре - декабре 1998 года и в 1999 году 50% скидки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом.
В ходе разбирательства по делу N 2572 управление не делало никаких заявлений относительно того, что оно не является надлежащим ответчиком.
В соответствии со статьей 15 Закона расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В пункте 10 статьи 15 Закона говорится, что порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 790. Пунктом 2 названного постановления прямо установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в муниципальных жилых домах, производится за счет средств бюджетов Российской Федерации. При этом на субъекты Российской Федерации возложена прямая обязанность при формировании бюджетов предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот. В связи с этим ссылка истца на отсутствие достаточных собственных бюджетных средств на реализацию Закона в той части, в которой его реализация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Федерации, не может служить основанием для возложения этой обязанности на Минфин.
Пункт 4 упомянутого постановления Правительства, обязывающий федеральные органы исполнительной власти при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать средства для возмещения расходов по предоставлению льгот относится к расходам, связанным с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности. Данный вывод вытекает из систематического толкования пунктов 2, 4, 5 названного постановления Правительства.
Следовательно, льготы, предоставляемые военнослужащим, проживающим в домах муниципального жилищного фонда, должны обеспечиваться из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15, 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 790).
Этот вывод подтверждается также решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2000 по делу N 2572, надлежащим ответчиком по которому признано управление.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и основаны на полном исследовании материалов дела.
При таких обстоятельствах основания для отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2002 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2641/02-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2002 г. N А21-2641/02-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника