Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2005 г. N А26-4001/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 11.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.08.2004 по делу N А26-4001/04-13 (судья Мельник А.В.),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Дружба-5" (далее - ЖСК "Дружба-5") обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 33 275 руб. 41 коп. убытков, связанных с предоставлением в 2001-2002 годах 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 18.08.2004 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 1690 руб. 01 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- Минфин РФ не состоит с истцом ни в каких правоотношениях по вопросу возмещения из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот;
- предоставление льгот и их финансирование осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, получающих финансовую помощь из федерального бюджета в виде субсидий в порядке межбюджетных отношений;
- в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), за счет федерального бюджета возмещаются расходы, связанные с предоставлением льгот, лишь по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2001-2002 годах ЖСК "Дружба-5" при взимании платы за коммунальные услуги во исполнение Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
В результате предоставления указанных льгот истцу не были компенсированы понесенные в 2002 году расходы в сумме 1690 руб. 01 коп.
В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Названным Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Республике Карелия из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона субсидии в размере 120 144 тыс. руб.
Суд, учитывая справку, предоставленную администрацией города Петрозаводска, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, акт сверки расчетов, составленный и подписанный истцом, пришел к правильному выводу о том, что исковые требования в части взыскания 1690 руб. 01 коп. подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации.
Довод Минфина РФ о том, что за счет средств федерального бюджета должны возмещаться расходы по предоставлению льгот гражданам, проживающим только в жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, является необоснованным, поскольку противоречит как самому Закону, так и Правилам, на которые ссылается податель жалобы.
Не может быть принят во внимание также довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ не состоит с истцом ни в каких правоотношениях по вопросу возмещения из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот, так как правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Государство, установив льготу Федеральным законом, обязано предусмотреть средства на его реализацию в достаточном размере либо приостановить действие этого Закона, в противном случае - компенсировать расходы предприятия, организации, предоставивших такую льготу.
Принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.08.2004 по делу N А26-4001/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. N А26-4001/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника