Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 февраля 2005 г. N А13-8617/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 03.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда города Вологодской области от 04.10.2004 по делу N А13-8617/04-05 (судья Маганова Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северсталь-Эмаль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) по взысканию 5 909 руб. 18 коп. пеней за несвоевременное перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Решением суда от 04.10.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О подтверждено, что Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции Российской Федерации, то у налогоплательщика не прекращалась обязанность по представлению расчетов платежей за загрязнение окружающей среды и уплаты названных платежей в бюджет.
Кроме того, Инспекция полагает, что платежи за загрязнение окружающей среды являются одним из видов платежей за пользование природными ресурсами, а, следовательно, согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" включаются в состав федеральных налогов.
Таким образом, налоговый орган "вправе при определении размера компенсации потерь бюджета в связи с несвоевременным внесением предприятиями и организациями платежей за загрязнение окружающей природной среды применять положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации".
Приобщен к делу отзыв Общества, в котором оно просило оставить без изменения решение суда.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако стороны в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения
Как следует из материалов дела, Общество произвело уплату 51 462 руб. 13 коп. платежей за загрязнение окружающей среды за IV квартал 2002 года в соответствии с платежным поручением от 13.02.2003 N 250.
Инспекция, посчитав, что Общество нарушила сроки перечисления платежей за загрязнение окружающей природной среды, на основании статьи 75 НК РФ начислила пени за период с 21.06.2002 по 20.01.2004 в сумме 5 909 руб. 18 коп., направив налогоплательщику соответствующее требование от 12.04.2004 N 20941.
В названном требовании налоговый орган предложил Обществу в срок до 26.04.2004 уплатить в добровольном порядке начисленные суммы пеней.
В связи с тем, что названная сумма пеней Обществом в установленный в требовании срок не была уплачена добровольно, Инспекция вынесла решение от 26.05.2004 N 91599 о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и инкассовым поручением от 26.05.2004 N 8827 списала со счета Общества 5 909 руб. 18 коп. пеней.
Общество не согласилось с указанными действиями налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
В заявлении, направленном в арбитражный суд, Общество сослалось на то, что платежи за загрязнение окружающей природной среды в период с апреля по декабрь 2002 года фактически были отменены в связи с решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178. Поэтому ООО "Северсталь-Эмаль" своевременно оплатило их после вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 04.06.2002 N КАС-02-232" следует читать "от 15.05.2003 N КАС 03-16"
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 по делу N ГКПИ 03-49, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС-02-232, признан недействующими пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и пункт 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632, в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.
В силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции обязательно для арбитражного суда.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды является фискальным сбором, не входящим в систему налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, из которого следует, что налоговые органы не наделены правом контролировать ее исчисление и уплату в бюджет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ действие названного Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.
В данном случае платежи за загрязнение окружающей природной среды не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, а установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 и являются платежом (сбором) неналогового характера.
Кассационная инстанция отклоняет довод Инспекции о том, что платежи за загрязнение окружающей среды являются одним из видов платежей за пользование природными ресурсами, поскольку платежи за пользование природными ресурсами прямо отнесены к федеральным налогам, а платежи за загрязнение окружающей среды, в соответствии с толкованием, данным Конституционным Судом Российской Федерации "носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом".
Таким образом, налоговые органы не вправе при определении размера компенсации потерь бюджета в связи с несвоевременным внесением предприятиями и организациями платежей за загрязнение окружающей природной среды применять норму налогового законодательства - положения статьи 75 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Вологодской области от 04.10.2004 по делу N А13-8617/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. N А13-8617/04-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника