Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2005 г. N А13-8185/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А., при участии от закрытого акционерного общества "Фирма "ИНТРО" Тарариной Л.Н. (доверенность от 24.12.2004),
рассмотрев 25.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма "ИНТРО" на решение от 15.09.2004 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2004 (судьи Богатырева В.А., Ковшикова О.С., Потеева А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8185/04-14,
установил:
Закрытое акционерное общество "Фирма "ИНТРО" (далее - ЗАО "Фирма "ИНТРО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - инспекция) от 17.06.2004 N 184.
Решением суда от 15.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ЗАО "Фирма "ИНТРО" просит отменить решение от 15.09.2004 и постановление от 03.11.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Фирма "ИНТРО" представило в налоговый орган уточенную декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года.
Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации, в ходе которой установила, что при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации женских гигиенических прокладок "BELLA" Общество применяло налоговую ставку 10 процентов. Однако, по мнению налогового органа, названный товар не является товаром медицинского назначения, в связи с чем операции по его реализации должны облагаться налогом на добавленную стоимость по общей ставке 20 процентов.
На основании материалов проверки инспекция приняла решение от 17.06.2004 N 184, в котором предложила ЗАО "Фирма "ИНТРО" внести соответствующие изменения в налоговый и бухгалтерский учет. В решении указано на занижение Обществом налога на добавленную стоимость на 3 744 руб. 57 коп., однако, отсутствие оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности в связи с наличием на его лицевом счете переплаты налога, перекрывающей сумму недоимки.
Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылается на то, что реализуемые им товары относятся к товарам медицинского назначения, о чем имеется соответствующее регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения Российской Федерации. В связи с этим заявитель считает необоснованным вывод налогового органа о неправомерном применении им налоговой ставки 10 процентов при налогообложении операций по реализации спорного товара.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, сделали вывод о том, что у Общества отсутствовали основания для применения налоговой ставки 10 процентов и отказали ему в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Кассационная инстанция считает решение и постановление судов ошибочными и подлежащими отмене.
Как следует из статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2003 году), налогообложение операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, производится по ставкам 0, 10 и 20 процентов. В пункте 2 данной статьи приведен перечень операций, которые облагаются налогом по ставке 10 процентов. В частности, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 10 процентов при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения. При этом коды видов продукции, перечисленных в подпункте 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Однако Правительством Российской Федерации не установлен перечень кодов медицинских товаров.
В связи с этим пунктом 39.5.7 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации), установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации соответствующего перечня к изделиям медицинского назначения, реализация которых организациями-изготовителями, оптовыми и розничными торгующими организациями облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, относятся отечественные изделия медицинского назначения, помещенные под кодовыми обозначениями 938000-939000 "Препараты биологические", "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" (за исключением не облагаемых налогом протезно-ортопедических изделий и полуфабрикатов к ним при наличии соответствующей лицензии, а также облагаемых налогом по ставке 20 процентов средств, применяемых в ветеринарии), а также другая продукция, относящаяся к изделиям медицинского назначения и указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) ОКП, вне зависимости от наличия регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.
К изделиям медицинского назначения, реализация которых организациями-изготовителями, оптовыми и розничными торгующими организациями облагается налогом по ставке 10 процентов, относятся импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий и изложенному выше, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Фирма "ИНТРО" осуществляло операции по реализации на территории Российской Федерации импортных изделий - женских гигиенических прокладок "BELLA". По мнению Общества, указанная продукция является продукцией медицинского назначения и операции по ее реализации должны облагаться налогом по ставке 10 процентов.
Налоговый орган считает, что спорный товар не является товаром медицинского назначения, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором продукции он не входит в группу товаров с кодовыми обозначениями 938000-939000 "Препараты биологические", "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения".
Однако, как прямо указано в пункте 39.5.7 Методических рекомендаций, налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов облагается и другая продукция, не входящая в группу товаров с кодовыми обозначениями 938000-939000, относящаяся к изделиям медицинского назначения и указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции. При этом импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов при наличии регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции пакеты женские гигиенические включены в группу с кодом 54 6350 "Бумага и изделия бытового санитарно-гигиенического и медицинского назначения разового использования".
В материалах дела имеется копия регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации (лист дела 13), из которого следует, что прокладки женские гигиенические "BELLA" являются изделиями медицинского назначения.
Кроме того, в соответствии с Государственным реестром медицинских изделий (листы дела 16-19) спорный товар также относится к числу товаров медицинского назначения.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня кодов товаров медицинского назначения, суд кассационной инстанции считает, что ЗАО "Фирма "ИНТРО" правомерно применяло налоговую ставку 10 процентов при налогообложении операций по реализации прокладок женских гигиенических "BELLA" и у налогового органа не было оснований для вынесения оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8185/04-14 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 17.06.2004 N 184.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Фирма "ИНТРО" из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации изделий медицинского назначения отечественного и импортного производства применяется ставка НДС 10%.
По мнению налогового органа, средства личной гигиены для женщин не являются товаром медицинского назначения, поэтому операции по их реализации следует облагать НДС по ставке 20 %, а не 10%.
Суд кассационной инстанции указал, что реализацию указанного товара следует облагать НДС по ставке 10%.
В подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ указано, что коды перечисленных в нем видов продукции определяются Правительством РФ. Пунктом 39.5.7 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, установлено, что до утверждения Правительством РФ кодов видов продукции, к указанным изделиям медицинского назначения относятся отечественные изделия медицинского назначения под кодовым обозначением 938000-939000 "Препараты биологические", "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения", и другая продукция, относящаяся к изделиям медицинского назначения, указанная в других разделах Общероссийского классификатора продукции. При этом импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, облагаются НДС по ставке 10% при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом РФ.
Суд установил, что согласно Общероссийскому классификатору продукции указанные гигиеничские средства включены в группу с кодом 54 6350 "Бумага и изделия бытового санитарно-гигиенического и медицинского назначения разового использования". В соответствии с регистрационным удостоверением, выданным Минздравом РФ, они являются изделиями медицинского назначения. Государственным реестром медицинских изделий спорный товар также отнесен к числу товаров медицинского назначения. Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие утвержденного Правительством РФ перечня кодов товаров медицинского назначения, суд сделал вывод о том, что такие товары относятся к изделиям медицинского назначения и их реализация облагается НДС по ставке 10%.
Поэтому суд кассационной инстанции поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу отменил, решение налогового органа признал недействительным, кассационную жалобу общества - удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2005 г. N А13-8185/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника