Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 января 2005 г. N А42-7404/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 19.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2004 по делу N А42-7404/04-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Севрыбфлот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - инспекция) от 30.06.2004 N 08.3-12/485 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования от 30.06.2004 N 17812 об уплате налогов в части начисления налога на доходы физических лиц, пеней и штрафов в связи с тем, что общество не включило в налогооблагаемую базу суммы выплаченной иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов.
Решением суда от 17.09.2004 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно: статей 24, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Кассационная инстанция, проверив законность принятого судом решения, считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления подоходного налога (налога на доходы физических лиц), правильности представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 22.11.2002 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 25.06.2003 N 08.3-12/532.
Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки, инспекцией вынесено решение от 30.06.2004 N 08.3-12/485 о привлечении общества к ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания 133 675 руб. штрафа. Этим же решением обществу предложено удержать и перечислить в бюджет 668 376 руб. подоходного налога и 86 435 руб. пеней по этому налогу.
Основанием для вынесения решения по оспариваемому эпизоду послужили следующие обстоятельства.
В 2003 году общество при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитывало суммы иностранной валюты, выплаченные членам экипажей судов взамен суточных, что привело к неуплате налога.
Суд, признавая решение налогового органа недействительным, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 209-210 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством.
Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р.
Вывод суда о том, что указанные выплаты по своей правовой природе относятся к компенсационным выплатам, подлежащие на основании статьи 217 НК РФ освобождению от налогообложения, соответствует установленным обстоятельствам дела и правовым нормам, их регулирующим.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что выплаты взамен суточных производятся членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в обществе.
Согласно пункту 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 10.07.1995 N 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
Таким образом, анализ указанных норм права свидетельствует о том, что выплаты взамен суточных относятся к компенсационным выплатам, которые освобождаются от налогообложения, поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения общества к налоговой ответственности за неудержание и неперечисление налоговым агентом, каковым является общество, подоходного налога с выплаченных сумм суточных, а также для начисления пени за неполную уплату подоходного налога.
Налоговый орган не оспаривает тот факт, что сумма валюты, выплаченная обществом членам экипажей в проверяемом налоговом периоде, не превышает сумму командировочных расходов, которые предусмотрены действующим законодательством и взамен которых в соответствии с действующим законодательством производилась выплата валюты.
Довод инспекции о том, что работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний носит разъездной характер, а не является командировкой, в силу чего выплаты в валюте взамен суточных являются составной частью заработной платы и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме, правомерно отклонен судом как не основанный ни на одной норме права, в том числе нормах трудового законодательства.
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р, действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1741-р. В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия указанного распоряжения, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации. Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Кроме того, статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р с изменениями от 22.11.2000 является действующим нормативным правовым актом, не противоречит нормам трудового законодательства, а следовательно, подлежит применению в полном объеме.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налогового органа подлежит отклонению как необоснованная.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2004 по делу N А42-7404/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2005 г. N А42-7404/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника