Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2001 г. N А56-30933/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Кировскому району Ленинградской области - Жаровой Н.В. (доверенность от 17.04.2001 N 04-19/4956) и Окуловой Г.П. (доверенность от 11.01.2001 N 08-15/240),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2001 по делу N А56-30933/00 (судьи Баталова Л.А., Астрицкая С.Т., Асмыкович А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 24.07.2000 (исх. N 02-09/7329) и решения от 25.09.2000 N 155 (исх. N 07-04/10296) в части взыскания:
- 1181 тыс. руб. недоимки по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 969 тыс. руб. пеней, 220 тыс. руб. штрафа за неуплату налога, 360 тыс. руб. штрафа за непредставление деклараций по указанному налогу;
- 56 тыс. руб. недоимки по сбору на нужды образовательных учреждений, 49 тыс. руб. пеней, 10 тыс. руб. штрафа за неуплату этого сбора, 18500 руб. штрафа за непредставление деклараций;
- 2300 руб. недоимки по целевому сбору на содержание милиции за период со 2-го квартала 1997 года по 3-й квартал 1999 года включительно, 6972 руб. пеней, 960 руб. штрафа за неуплату названного сбора, 2300 руб. штрафа за непредставление деклараций.
Взыскание налоговой инспекцией денежных средств в связи с тем, что, по мнению налогового органа, цех N 5 Ленэнергоспецремонта ОАО "Ленэнерго" не подпадает под категорию обособленного структурного подразделения организации и не может быть признан налогоплательщиком до вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Решением от 25.12.2000 в иске отказано (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Бойко А.Е.).
Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2001 решение изменено. Иск удовлетворен частично.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление, ссылаясь на следующее. По мнению подателя жалобы, апелляционной инстанцией неправомерно применено по рассматриваемому делу гражданское законодательство, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется. Суд также неправомерно применил пункты 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция указывает и на то, что спорные налоги установлены на территории Кировского района с 1993 года. Представитель налоговой инспекции также пояснил суду, что понятие структурного подразделения определяется налоговым органом по аналогии закона, исходя из определения, данного в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
ОАО "Ленэнерго" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку цеха N 5, расположенного на территории Муниципального образования Кировский район Ленинградской области, по вопросу уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сборов на нужды образовательных учреждений и содержание милиции за 2-й - 4-й кварталы 1997 года, 1998 и 1999 годы. По результатам проверки принято решение от 24.07.2000 N 02-09/7329 о доначислении указанных налогов, пеней и штрафов за неуплату налогов, непредставление деклараций и нарушение срока постановки на налоговый учет.
Цех N 5 входит в состав структурного подразделения Ленэнергоспецремонт открытого акционерного общества "Ленэнерго". Ни цех N 5, ни Ленэнергоспецремонт не имели в 1997-1999 годах прав юридического лица. Ленэнергоспецремонт находится по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 104; ОАО "Ленэнерго" - по адресу: Санкт-Петербург, Марсово поле, дом 1. Ленэнергоспецремонт является структурным подразделением ОАО "Ленэнерго", в него входят участки, цеха, склады и иные объекты, расположенные в различных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Кассационная инстанция считает, что цех N 5 в рассматриваемый период времени не являлся плательщиком в отношении местных налогов по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на территории Кировского района Ленинградской области введен решениями муниципального собрания муниципального образования: на 1997 год - решением от 22.01.97 N 23; на 1998 год - решением от 19.02.98 N 169; на 1999 год - решением от 20.01.99 N 285.
Согласно положению 1997 года плательщиками налога являются предприятия, учреждения, организации всех организационно-правовых форм (за исключением организаций, полностью финансируемых из государственного, муниципального бюджета), филиалы предприятий, учреждений, организаций, другие обособленные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории Кировского района и имеющие доходы от коммерческой деятельности. Ставка налога установлена в размере 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на той же территории, с ежеквартальной уплатой нарастающим итогом.
Порядок уплаты налога структурными подразделениями был установлен только Положением об уплате налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 1998 год (приложение к решению муниципального собрания муниципального образования от 19.02.98 N 169).
Термин "структурное подразделение" в 1998 - 1999 годах применительно к налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не был определен ни федеральным, ни местным законодательством. Кассационная коллегия отклоняет доводы налоговой инспекции относительно того, что к рассматриваемому налогу могло быть применено определение "структурное подразделение", приведенное в законодательстве Российской Федерации, регулировавшем уплату налога на прибыль и налога на имущество. Один тот факт, что в различные периоды времени законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество давало различные определения структурного подразделения применительно к этим налогам, свидетельствует о невозможности применения в данном случае терминологии, касающейся одного налога (федерального), к другому налогу (местному).
Согласно пункту 3 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49, постановке на налоговый учет в рассматриваемый период времени подлежали "представительства, филиалы, а равно другие обособленные подразделения юридического лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно уставным документам ОАО "Ленэнерго" в него входит Ленэнергоспецремонт в качестве обособленного структурного подразделения.
На основании изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в 1997 - 1998 годах цех N 5 не являлся обособленным структурным подразделением акционерного общества "Ленэнерго" ни в силу учредительных документов названного юридического лица, ни в силу законодательства, регулировавшего взимание налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а следовательно, не являлся и налогоплательщиком по данному налогу. Поэтому решение налоговой инспекции в части доначисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 и 1998 годах, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 11 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно признано недействительным.
Те же начисления налога, пеней и штрафных санкций неправомерны и за 1-й квартал 1999 года по следующим основаниям. Решением муниципального собрания муниципального образования Кировский район от 20.01.99 в Положение об уплате налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы внесено изменение, согласно которому под структурным подразделением понимаются также цех, участок. Поскольку названный налог уплачивается поквартально, то в силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в 1-м квартале 1999 года указанное дополнение еще не действовало.
Согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 14.04.94 N 86, Положению о сборе на нужды образовательных учреждений (приложение N 2 к решению муниципального собрания муниципального образования Кировский район от 19.02.98 N 169) плательщиками данного сбора являются предприятия, их филиалы и другие обособленные подразделения, расположенные на территории Ленинградской области. Ни ОАО "Ленэнерго", ни его структурное подразделение Ленэнергоспецремонт под это определение не подпадают.
При таких обстоятельствах решение налоговой инспекции правомерно признано судом апелляционной инстанции недействительным в части начисления недоимок, пеней и штрафных санкций по сбору на нужды образовательных учреждений в полном объеме.
Начисление целевого сбору на нужды милиции производится так же, как и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Однако в связи тем, что изменения Положения о целевом сборе приняты 20.01.99, а сбор уплачивается помесячно неправомерно начисление недоимок, штрафов и пеней только за январь - февраль 1999 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2001 по делу N А56-30933/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2001 г. N А56-30933/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника