Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 1999 г. N 160
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В., Петренко А.Д., при участии от Госналогинспекции по городу Твери Бояриновой М.А. (доверенность от 16.04.99 N 06-03/1117), Бобылевой Н.Ю. (доверенность от 18.11.98 N 06-04/3840),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.99 по делу N 160 (судья Мойсеева Л.А.),
установил:
Государственная налоговая инспекция по городу Твери (далее - ГосНИ по городу Твери) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с акционерного общества открытого типа "Тверская реализационная база хлебопродуктов" (далее - АООТ) 78 794 рублей 70 коп. (штраф в размере 100% за занижение объектов обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на пользователей автодорог, налогом на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, транспортным налогом, налогом на имущество и сбором на нужды образовательных учреждений, предусмотренный статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Решением от 21.01.99 иск удовлетворен частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция по городу Твери просит отменить решение суда и удовлетворить иск в полном объеме. Налоговое правонарушение имело место до введения в действие нового Налогового Кодекса. Решение о применении к АООТ "Тверская реализационная база хлебопродуктов" штрафа в размере 100%, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принято также до 01.01.99. Исковое заявление подано в суд в декабре 1998 года. Следовательно, по мнению налоговой инспекции, положения нового Налогового Кодекса Российской Федерации при рассмотрении данного спора применению не подлежат.
В дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция, обосновывая невозможность применения к правонарушениям, совершенным и выявленным до 01.01.99, положений нового Налогового Кодекса, ссылается на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.98 N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины", согласно которому проекты нормативных правовых актов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, не принимаются Правительством Российской Федерации к рассмотрению, а действие принятых - приостанавливается, и на Указ Президента Российской Федерации от 14.05.98 N 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации", также содержащий рекомендации палатам Федерального Собрания не принимать федеральных законов, реализация которых влечет за собой сокращение доходной части бюджета. По мнению инспекции, суд вышел за пределы предоставленных полномочий, фактически "амнистировав" налогоплательщика, допустившего налоговое правонарушение, и решив вопрос о сокращении доходной части бюджета.
АООТ "Тверская реализационная база хлебопродуктов" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако его представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения (03.06.98 - 30.06.98) документальной проверки соблюдения АООТ "Тверская реализационная база хлебопродуктов" налогового законодательства за период 1996 - 1997 годы и 1-й квартал 1998 года Госналогинспекция по городу Твери установила занижение объектов обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на пользователей автодорог, налогом на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, транспортным налогом, налогом на имущество и сбором на нужды образовательных учреждений.
На основании акта проверки от 30.06.98 N 42/285 заместителем начальника Госналогинспекции по городу Твери 07.07.98 принято решение N 43/295, уточненное решением от 16.07.98 N 01-06/324, которым АООТ "Тверская реализационная база хлебопродуктов" предложено перечислить сумму доначисленных налогов и примененных штрафных санкций.
Поскольку общество не уплатило начисленные финансовые санкции в размере 78 794 рублей 70 коп., налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.
Оценив представленные сторонами материалы, суд первой инстанции подтвердил законность принятого налоговой инспекцией решения N 43/295 о применении финансовых санкций за допущенные АООТ налоговые правонарушения на день его принятия - 07.07.98, однако при определении размера штрафа, подлежащего взысканию по решению суда, руководствуясь статьей 54 Конституции Российской Федерации, применил положения нового Налогового Кодекса Российской Федерации (статьи 122), действовавшего на момент рассмотрения судом дела, предусматривающие более мягкую ответственность за аналогичное правонарушение, в связи с чем иск удовлетворен частично.
Кассационная инстанция считает такое решение суда правильным по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.98 "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах и возникшим после ее введения, то есть по общему правилу нормы части первой Налогового Кодекса Российской Федерации обратной силы не имеют.
Следовательно, если нарушение налогового законодательства имело место до 1-го января 1999 года, то при применении финансовых санкций к плательщику следует руководствоваться действовавшим в тот период законодательством, а именно статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 Вводного закона с 1-го января 1999 года Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Основы) признан утратившим силу (кроме пункта 2 статьи 18 и статей 19-21).
Однако из вышеуказанного правила имеется важное исключение.
Часть первая Кодекса (раздел VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение") содержит иные составы правонарушений, размеры ответственности, основания и порядок их применения.
Пунктом 3 статьи 5 части первой Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
Применение данной нормы на практике означает в том числе, что в случаях, когда часть первая Кодекса определяет более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Основами за соответствующее правонарушение, совершенное до 1-го января 1999 года, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса.
С учетом положений пункта 3 статьи 5 части первой Кодекса решение о применении финансовых санкций за данное правонарушение, вынесенное (вступившее в силу) до 1-го января 1999 года и не исполненное (полностью или частично) до указанной даты, после 31-го декабря 1998 года исполняется в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за такое правонарушение.
На момент рассмотрения спора - 21.01.99 - суд правомерно исходил из того, что при привлечении налогоплательщика к финансовой ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, могут быть применены соответствующие нормы Налогового Кодекса, предусматривающие менее суровые санкции за данное нарушение.
Новым Налоговым Кодексом установлена более мягкая ответственность за неполную уплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы по сравнению с ответственностью за занижение дохода, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (которая также применялась в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, то есть неуплаты или неполной уплаты налога). Согласно части первой статьи 122 Налогового Кодекса за занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, установлен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в то время как за соответствующее правонарушение по подпункту "а" пункта 1 статьи 13 Основ с налогоплательщика подлежат взысканию вся сумма заниженного дохода и штраф в размере той же суммы.
За недоплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы с АООТ "Тверская реализационная база хлебопродуктов" судом первой инстанции правомерно - в соответствии с пунктом 3 статьи 5 и статьей 122 Налогового Кодекса - взыскано 20 процентов от неуплаченной суммы налогов, что составило 15 758 рублей 30 коп.
Доводы Государственной налоговой инспекции по городу Твери о несоблюдении судом перечисленных в дополнении к кассационной жалобе нормативных актов отклоняются судом кассационной инстанции. Суд первой инстанции при принятии решения только применил положения статьи 54 Конституции Российской Федерации и названные в мотивировочной части настоящего постановления нормы Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" и Налогового Кодекса Российской Федерации, принятые Государственной Думой Российской Федерации и одобренные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Именно названные органы власти при введении в действие нормы, содержащейся в пункте 3 статьи 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, решили вопрос об "амнистировании" и возможном сокращении доходной части бюджета, на которые указывает налоговая инспекция.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.99 по делу N 160 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н. Г. Кузнецова |
А.Д.Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 1999 г. N 160
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника