Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 февраля 2005 г. N А26-3365/04-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Грачевой И.Л., Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 03.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение от 08.09.2004 (судья Коростелева В.И.) и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 (судьи Тимошенко А.С., Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3365/04-16,
установил:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Автоколонна 1126" (далее - Предприятие) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов) о взыскании 4800 руб. неполученной компенсации в связи с предоставлением льгот на бесплатный проезд в городском транспорте общего пользования в соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия "О мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Республики Карелия и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" (далее - Закон о мерах социальной защиты) за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 08.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004, исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов в пользу Предприятия взыскано 4800 руб. за счет казны Республики Карелия.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что Предприятие неправомерно произвело расчет компенсации за льготный проезд, исходя из 50 поездок в месяц, в то время как постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П установлено иное количество поездок в месяц в городе Петрозаводске - 19. Кроме того, по мнению Министерства финансов, сумма понесенных убытков должна быть пропорционально распределена между транспортными предприятиями города исходя из фактически выполненной транспортной работы - общего пробега пассажирского подвижного состава, приведенного по вместимости согласно техническому паспорту.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Министерством финансов, в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 Предприятие при взимании платы за проезд во исполнение Закона о мерах социальной защиты предоставляло льготу по бесплатному проезду соответствующим категориям граждан.
Администрация в пределах выделенных из республиканского бюджета средств оплатила выставленные на сумму 81 000 руб. счета. При этом счета на сумму 4 800 руб. не оплачены. Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском, ссылаясь на то, что у него возникли убытки в сумме неоплаченных счетов.
В соответствии со статьей 1 Закона о мерах социальной защиты гражданам, проживающим на территории Республики Карелия и выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, предоставляются льготы, в том числе бесплатный проезд на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением указанным лицам льгот, производится за счет средств республиканского бюджета. Порядок предоставления и финансирования льгот утверждается Председателем Правительства Республики Карелия (статья 2 Закона о мерах социальной защиты).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П "О порядке выделения и расходования средств республиканского бюджета на реализацию льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и республиканским законодательством" (далее - Порядок выделения средств) определен порядок финансирования расходов, в том числе на реализацию Закона о мерах социальной защиты. Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 17.04.2002 N 1691 утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг и проезд в транспорте за счет средств, полученных от Министерства финансов Республики Карелия (далее - Порядок возмещения расходов), согласно которому на Администрацию возлагается обязанность заключать договоры с предприятиями на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на проезд в транспорте.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком возмещения расходов Администрацией и Предприятием заключен договор N 32. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что Администрация на основании предоставляемых данных учета возмещает Предприятию расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд в транспорте, в пределах средств, выделяемых на эти цели Министерством финансов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, переданные из республиканского бюджета средства для финансирования Закона о мерах социальной защиты в полном объеме (81 000 руб.) направлены на возмещение расходов Предприятия.
Расходы Предприятия, связанные с предоставлением льгот, определяются исходя из количества перевезенных пассажиров, пользующихся льготами в городском транспорте. Пунктом 13 Порядка выделения средств предусмотрено, что количество перевезенных пассажиров определяется исходя из их фактического учета, а при отсутствии такого учета - исходя из численности граждан, пользующихся льготами по данным органов социальной защиты; коэффициента подвижности и доступности - 0,35; коэффициента наличия двойных льгот - 0,35; количества поездок в городе Петрозаводске - 19.
Кроме того, пунктом 2.1.2 договора установлено, что Предприятие обязано представлять в Администрацию расчет суммы выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот, в соответствии с приложением 1 к договору. Однако указанное приложение в материалах дела отсутствует и не было предметом исследования при рассмотрении спора по существу. При этом приложением 1 к договору стороны могли определить порядок учета количества перевезенных пассажиров - расчетный или фактический.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что объем средств на возмещение убытков, связанных с перевозкой граждан, пользующихся льготами, произведен расчетным путем в соответствии с Порядком выделения льгот.
Однако с мая по декабрь 2002 года расчет производился исходя из 19 поездок в месяц (л.д. 35), а с января по апрель 2002 года - из 50 поездок в месяц, что не соответствует пункту 13 Порядка выделения средств (л.д. 17).
Исследование данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку позволит суду выяснить, имелась ли у Администрации задолженность по договору N 32, а следовательно, возникли ли у Предприятия убытки, за возмещением которых оно обратилось с иском.
На основании изложенного следует признать, что выводы суда не соответствуют фактическим материалам дела, которые также исследованы неполно, что привело к принятию неправильного решения. Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3365/04-16 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.Н.Комаров |
Н.В.Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2005 г. N А26-3365/04-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника