Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 апреля 2001 г. N А56-24082/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Петренко А.Д., судей Зубаревой Н.А., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Сургановой В.В. (доверенность от 15.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.12.2000 (судья Кашина Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2001 (судьи Королева Т.В., Серикова И.А., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24082/00,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к предпринимателю Мурашовой Наталье Викторовне о взыскании 2504 рублей 70 копеек штрафа за применение неисправной контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при денежных расчетах с населением в связи с неправильным указанием на кассовом чеке времени покупки.
Арбитражный суд, установив в судебном заседании, что время, отпечатанное на чеке (21 час 05 минут), не соответствовало времени совершения покупки (14 часов 54 минуты), решением от 05.12.2000 в удовлетворении иска отказал на том основании, что указанное обстоятельство не свидетельствует о неисправности ККМ, а также в связи с отсутствием доказательств извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения административного материала, что является нарушением требований статьи 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Апелляционная инстанция постановлением от 06.02.2001 решение суда оставила без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права и удовлетворить иск.
Отзыв на жалобу в суд не поступал.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы жалобы.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен, но в судебное заседание не явился.
Как следует из акта проверки от 26.07.2000 (лист дела 6), Инспекцией установлено, что в торговой точке предпринимателя при проведении контрольной закупки в 14 часов 54 минуты выдан кассовый чек, на котором указано иное время совершения покупки - 21 час 05 минут.
Решением заместителя руководителя налогового органа от 03.08.2000 на Мурашову Н.В. наложен штраф в сумме 2504 рублей 70 копеек за использование неисправной ККМ, который она добровольно не уплатила.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) предприятия, которые в соответствии со статьей 1 названного Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением. Предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в размере от 28,6 до 57,1 минимального размера оплаты труда (статья 7 Закона, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.99). В пункте 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904, далее - Положение) указано, что организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ, где среди прочих обязательных реквизитов должны отражаться дата и время покупки. Неисправной считается ККМ, которая, в частности, не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти (подпункт "в" пункта 8 Положения). Порядок исчисления времени на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.92 N 23 (далее - Постановление). Следовательно, на выдаваемом покупателю чеке должно быть указано время, исчисленное только в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) приняла решение (протокол N 2/56-2000 от 15.06.2000), что отклонение времени на ККМ не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением.
Там же сказано, что дата и время устанавливаются согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и эксплуатационной документации на конкретные модели ККМ.
Поскольку подпунктом "а" пункта 3 Положения на Комиссию возложена обязанность утверждать технические требования к ККМ, то решение Комиссии об установлении допустимого предела в отклонении времени на ККМ от фактического обязательно на территории России для всех предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККМ при денежных расчетах с населением.
Так как в соответствии со статьей 2 Закона предприятие обязано выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и предприятием, то на чеке должно быть указано время его выдачи, соответствующее времени совершения покупки.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлено, что время на кассовом чеке отличалось от времени совершения покупки на 6 часов 11 минут, их вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих факт применения неисправной ККМ при денежных расчетах с населением, не соответствует нормам материального права.
Однако, принимая во внимание, что правонарушение, допущенное Мурашовой Н.В., является административным, то при его рассмотрении Инспекции следовало руководствоваться нормами КоАП.
Поскольку Инспекцией не представлено доказательств извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения административного материала, то суды пришли к правильному выводу о нарушении Инспекцией требований статьи 247 КоАП, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.12.2000 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24082/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Д.Петренко |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2001 г. N А56-24082/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника