Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2001 г. N А42-5189/99-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от ОАО "Печенганикель" Акулина А.П. (доверенность от 26.12.2000 N 177-юр),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2001 по делу N А42-5189/99-3 (судьи Сачкова Н.В., Бубен В.Г., Спичак Т.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Печенганикель" (далее - ОАО "Печенганикель") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным требования Государственной налоговой инспекции по Печенгскому району Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 23.06.99 N 140 в части 13 868 256 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 28.12.99 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2001 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что произведенные хозяйственным способом строительные работы являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Кроме того, указывает, что судом не исследовался вопрос о том, с какого времени истец исчислил к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Печенганикель" просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Печенганикель" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция направила ОАО "Печенганикель" требование от 23.06.99 N 140 об уплате 13 868 256 рублей налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость выполненных хозяйственным способом работ по капитальному строительству объектов производственного назначения в 1996 - 1998 годах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами обложения указанным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления в тех случаях, когда затраты не относятся на издержки производства и обращения.
Согласно статье 1 этого же Закона данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Следовательно, к облагаемым налогом оборотам приравнивается использование внутри предприятия товаров (работ, услуг) собственного производства для нужд собственного потребления при условии, что затраты по ним не относятся на издержки производства и обращения.
Согласно пункту 4 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 552 от 05.08.92, не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг, в частности, затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления) культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия. Подпунктом "х" пункта 2 этого же Положения предусмотрено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по утвержденным в установленном порядке нормам.
Таким образом, следует признать, что затраты на осуществление строительства объектов основных производственных фондов хозяйственным способом относятся на издержки производства и обращения через установленные нормы амортизации, что исключает признание соответствующих оборотов объектом налога на добавленную стоимость.
Неправомерны и доводы налоговой инспекции о том, что суду надлежало рассматривать только налоговые декларации по работам, проводимым после 25.08.96, то есть не ранее чем за три года до подачи искового заявления. В данном случае иск о признании недействительным требования налоговой инспекции заявлен в установленные сроки и оснований для ограничения указанных в требовании сумм налога не имеется.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2001 по делу N А42-5189/99-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенегскому району Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2001 г. N А42-5189/99-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника