Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2001 г. N 4025
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Матлиной Е.О., Шпачевой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО Сбербанк Российской Федерации в лице Тверского отделения N 8607 - Будянской С.Б. (доверенность от 05.01.2001),
от Кимрской межрайонной инспекции МНС Российской Федерации - Половинкина С.В. (доверенность от 10.01.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО Сбербанк Российской Федерации в лице Тверского отделения N 8607 на решение от 27.11.2000 (судья Нофал Л.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2001 (судьи Попов А.А., Рожина Е.И., Рощупкин В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 4025,
установил:
Открытое акционерное общество Сберегательный банк Российской Федерации в лице Тверского отделения N 8607 (далее - Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Калязинскому району (далее - ГНИ по Калязинскому району), правопреемником которой в настоящее время является Кимрская межрайонная инспекция Министерства налоговой службы Российской Федерации (далее - Кимрская налоговая инспекция), о взыскании 4638 руб. 33 коп. задолженности по арендной плате за июль 2000 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - КУИ Тверской области), Комитет по управлению имуществом Калязинского района (далее - КУИ Калязинского района) и Комитет по охране историко-культурного наследия.
Решением от 27.11.2000 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2001 решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Сбербанк просит отменить состоявшиеся судебные акты, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд неправомерно применил к договору купли-продажи от 27.11.91 Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
При заключении договора купли-продажи, как полагает истец, не нарушено и законодательство об охране памятников истории и культуры, поскольку решение о продаже спорного здания принято Калязинским райсоветом, то есть органом, осуществляющим государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры.
КУИ Тверской области, КУИ Калязинского района и Комитет по охране историко-культурного наследия о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что здание, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Ленина, д. 8/14, перешло в собственность Калязинского отделения Сбербанка N 2657 (в настоящее время Тверское отделение N 8607) на основании распоряжения Исполкома Калязинского райсовета от 16.06.89 N 59, государственного акта о выкупе государственного предприятия от 27.11.91, свидетельства о собственности на здание, выданного КУИ Калязинского района, и акта передачи основных средств с баланса Калязинского ПУЖКХ на баланс Калязинского отделения Сбербанка N 2657.
Государственный акт о выкупе государственного предприятия от 27.11.91, в котором говорится о продаже Калязинскому отделению Сбербанка N 2657 вышеназванного здания по цене 33.000 руб. (в ценах 1991 г.), составлен только от лица заведующего районным финансовым отделом.
Между Сбербанком (арендодатель) и ГНИ по Калязинскому району 26.02.99 был заключен охранно-субарендный договор об аренде данного здания и использовании его в административных целях.
Сбербанк обратился в арбитражный суд с иском к ГНИ по Калязинскому району о взыскании задолженности по договору аренды от 26.02.99, считая себя собственником указанного здания.
Арбитражный суд, принимая решение об отказе в иске, исходил из того, что сделка по передаче спорного здания в собственность Сбербанка совершена в нарушение статьи 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статей 1, 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Незаконность передачи Сбербанку в собственность спорного здания повлекла незаконность и охранно-субарендного договора от 26.02.99, и поэтому суд отказал Сбербанку в иске о взыскании задолженности.
Правомочия по сдаче имущества в аренду в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат собственнику имущества либо иному лицу, управомоченному законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В данном случае суд правомерно пришел к выводу о том, что сделка по передаче спорного здания в собственность Сбербанка является ничтожной. Действовавшее в период заключения акта о выкупе государственного предприятия от 27.11.91 законодательство не предусматривало прямой продажи государственного имущества в частную собственность. Возможность приобретения государственного имущества предусматривалась только законодательством о приватизации. Однако акт о выкупе государственного предприятия от 27.11.91 противоречит законодательству о приватизации.
Более того, названный акт не соответствует закону и по своей форме. Как пояснил в судебном заседании представитель истца, Сбербанк занимал спорное здание с 1988 г. на основании решения Исполкома Калязинского райсовета от 29.03.88 N 53. В соответствии с данным решением спорное здание передавалось для размещения Сбербанка на условиях договора аренды. В дальнейшем 16.06.89 Исполком Калязинского райсовета принимает распоряжение N 59 о разрешении ПУЖКХ продажи спорного здания Сбербанку. Однако договор купли-продажи не заключался, оценочная комиссия была создана только в ноябре 1991 г., тогда же Сбербанк оплатил стоимость здания.
В этот период порядок передачи государственного имущества в частную собственность регулировался Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" и Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Доводы истца о том, что на сделку по передаче ему в собственность государственного имущества не распространяется законодательство о приватизации, являются несостоятельными. Распоряжение Исполкома Калязинского райсовета от 16.06.89 N 59 о разрешении продажи спорного здания не является правоустанавливающим документом, поэтому ссылка на него в обоснование заключения договора купли-продажи еще в 1989 г. не может быть принята во внимание.
Таким образом, Сбербанк, став собственником государственного имущества по ничтожной сделке, не имеет полномочий и по сдаче данного имущества в аренду.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение от 27.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 4025 оставить без изменений, кассационную жалобу открытого акционерного общества Сберегательного банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2001 г. N 4025
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника