Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 февраля 2005 г. N А26-6532/04-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер" Мунтяна В.В. (доверенность от 07.06.2004),
рассмотрев 07.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сортавальской таможни на решение от 04.10.2004 (судья Лазарев А.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004 (судьи Шатина Г.Г., Зинькуева И.А., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6532/04-24,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Сортавальской таможни (далее - таможня) 179 446 руб. 96 коп. процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей на основании пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В суде первой инстанции общество уменьшило размер исковых требований и просило суд взыскать с таможни 177 686 руб. 85 коп. процентов.
Решением от 04.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2004, заявление общества удовлетворено полностью. Суд взыскал с таможни в пользу общества 177 686 руб. 85 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное истолкование судебными инстанциями закона - положений статьи 78 НК РФ. Податель жалобы считает, что по смыслу статьи 78 НК РФ возврат излишне уплаченных обязательных платежей и начисление процентов за их несвоевременный возврат необходимо связывать не только с моментом подачи заявления о возврате, но и с возникновением и выявлением излишней уплаты этих платежей. Возникновение излишне уплаченных таможенных платежей можно считать установленным только после перевода условной таможенной стоимости товаров в окончательную (то есть после корректировки таможенной стоимости).
Кроме того, податель жалобы указывает на то, что судебными инстанциями не полно исследованы доводы ответчика и представленные им доказательства. При этом таможня ссылается на обстоятельства, свидетельствующие, по ее мнению, о неактивном поведении общества по возвращению излишне уплаченных таможенных платежей после вступления в законную силу соответствующих судебных решений: общество не инициировало исполнение этих судебных актов.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с сентября 2002 года по апрель 2003 года общество неоднократно обращалось в таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям, оформленным в тот же период (заявления от 25.09.2002, от 15.10.2002, от 19.11.2002, от 09.04.2003, от 15.04.2003 и от 21.04.2003; том дела I, листы 31 - 45).
Таможня не ответила на указанные заявления общества и не возвратила излишне уплаченные им таможенные платежи.
Факт излишней уплаты обществом 1 014 404 руб. 83 коп. таможенных платежей подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 05.01.2004 по делу N А26-8232/03-21 и от 02.02.2004 по делу N А26-8483/03-21 (том дела I, листы 21 - 25).
После принятия и вступления в законную силу указанных судебных решений общество повторно обратилось в таможню с заявлением от 13.04.2004 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (том дела I, лист 145).
Решение таможни о возврате обществу 1 028 390 руб. 81 коп. принято 05.05.2004. Денежные средства поступили на расчетный счет общества 13.05.2004 согласно платежному поручению от 11.05.2004 N 988 (том дела I, листы 29, 146).
Удовлетворяя заявление общества, судебные инстанции правильно применили нормы материального права, с учетом соответствующего спорного периода.
Согласно пунктам 7 и 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи письменного заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 12 статьи 78 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 НК РФ для налоговых органов.
При рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, судам следует учитывать, что на основании части 2 статьи 2 НК РФ соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации. В тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, применяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).
Учитывая приведенные нормативные положения, суд правомерно удовлетворил исковое заявление общества.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции, что следует из содержания протоколов судебных заседаний от 13.09.2004 и от 27.09.2004 (том дела II, листы 4 - 7). Уменьшение размера исковых заявлений связано с представленным таможней расчетом процентов за период с 26.10.2002 по 05.05.2004 (том дела II, лист 2).
Таможня не оспаривает размер взысканных судом процентов.
Доводы таможни относительно толкования положений статьи 78 НК РФ обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Согласно правилам, закрепленным в статье 78 НК РФ, ни исчисление, ни нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога (платежа) не ставятся законодателем в зависимость от факта признания правомерными требований налогоплательщика (плательщика) о возврате указанного налога (платежа) вступившим в законную силу судебным актом. Аналогичная зависимость законом не устанавливается и применительно к факту последующего выявления налоговым (таможенным) органом излишней уплаты налога (платежа).
Действия общества нельзя рассматривать как свидетельствующие о намеренном затягивании процесса возврата излишне уплаченных обязательных платежей с целью последующего взыскания процентов в большем размере. В связи с этим соответствующие доводы жалобы являются несостоятельными.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены решения и постановления суда не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6532/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Сортавальской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2005 г. N А26-6532/04-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника