Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 февраля 2005 г. N А26-4311/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Сосниной О.Г., Кустова А.А.,
рассмотрев 03.02.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия и Министерства финансов Республики Карелия на решение от 10.09.2004 (судья Мельник А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 (судьи Тойвонен И.Ю., Тимошенко А.С., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4311/04-13,
установил:
Закрытое акционерное общество "РЭЙ" (далее - ЗАО "РЭЙ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к администрации местного самоуправления Лахденпохского района (далее - администрация) с иском о взыскании 774 800 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан.
Определением от 16.06.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин Республики Карелия) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин); в качестве третьего лица - районное финансовое управление Лахденпохского района Министерства финансов Республики Карелия.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации исковые требования и просил взыскать с ответчиков в зависимости от финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот, 1 169 200 руб. убытков, в связи с предоставлением гражданам при взимании платы за перевозку общественным транспортом в 2002-2003 годах льгот предусмотренных Федеральными законами "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
Решением от 10.09.2004 исковые требования удовлетворены. С Минфина за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЗАО "РЭЙ" взыскано 392 800 руб. компенсации в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" и Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". С Минфина Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в пользу ЗАО "РЭЙ" взыскано 776 400 руб. компенсации по Федеральному закону "О ветеранах" и Закону Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения". В отношении администрации МСО в иске отказано.
Постановлением от 01.11.2004 суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, дополнив пункт 3 резолютивной части решения после слов "Федеральному закону "О ветеранах" следующими словами: "Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В кассационной жалобе Минфин в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить указанные решение и постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, истец не представил доказательств, подтверждающих фактические расходы на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. Учет данных расходов истец не вел, а применение методики расчетов, установленной постановлением Правительства Республики "Карелия от 16.04.2002 N 50-П, является необоснованным в отношении федеральных льгот. Кроме того, Управление федерального казначейства по Республике Карелия не было уведомлено о рассмотрении дела в судебном заседании 03.09.2004. Минфин полагает, что суд не вправе определять надлежащего ответчика по делу.
В кассационной жалобе Минфин Республики Карелия просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, указывая на то, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, а также вышел за рамки заявленных требований.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация и ЗАО "РЭЙ" заключили договоры от 03.01.2002 и 04.01.2003, согласно которым ЗАО "РЭЙ" обязалось предоставлять отдельным категориям граждан льготы при осуществлении перевозки пассажиров, а администрация - возместить ему расходы, связанные с предоставлением таких льгот.
Пунктом 2 договоров установлено, что администрация на основании представленных ЗАО "РЭЙ" расчетов производит возмещение данных расходов в пределах средств, выделенных на указанные цели из бюджета района за счет Федерального фонда компенсаций и Республиканского бюджета.
В период с 2002 по 2003 год ЗАО "РЭЙ" при взимании платы за проезд пассажиров учитывало льготы, установленные Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
В результате предоставления льгот, по мнению истца, он недополучил доходы в сумме 2 823 700 руб. В 2002 - 2003 годах администрация Лахденпохского района перечислила предприятию в счет компенсации понесенных расходов 1 654 500 руб., поступивших из республиканского бюджета. Расчеты ЗАО "РЭЙ" неполученных доходов основаны на методике расчетов, утвержденной постановлениями Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П и от 03.03.2003 N 15-П (далее - Методика).
При рассмотрении настоящего иска суд, проанализировав указанные выше нормативно-правовые акты, касающиеся предоставления льгот и порядка их возмещения из бюджетов соответствующего уровня, и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, пришел к правильному выводу о том, что расходы истца, возникшие в результате предоставления льгот по республиканскому закону, подлежат возмещению за счет казны Республики Карелия, а расходы, возникшие в результате предоставления льгот по федеральному закону, - за счет казны Российской Федерации.
Вместе с тем суд не учел, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие его фактические расходы на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. Сумма иска к Минфину рассчитана по аналогии с методикой, принятой в Республике Карелия для целей исполнения республиканского бюджета в 2002 - 2003 годах. Однако данная методика может применяться только при расчете льгот, предусмотренных законодательством Республики Карелия.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что учет перевозимых граждан, имеющих права на льготу, истцом не велся. Таким образом, истец не доказал свои фактические расходы, понесенные им при предоставлении льгот по провозной плате, предусмотренных федеральным законодательством.
Доводы Минфина Республики Карелия относительно того, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, несостоятельны, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд первой и апелляционной инстанций дал оценку всем доводам, приведенным ответчиками по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационных жалобах. В них ответчики, по существу, повторяют все то, на что ссылались ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4311/04-13 отменить в части взыскания Министерства финансов Российской федерации в пользу закрытого акционерного общества "РЭЙ" 392 800 руб. компенсации.
В иске к Министерству финансов Российской федерации отказать.
В остальной части решение от 10.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 по делу N А26-4311/04-13 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской федерации в лице Федерального казначейства по Республике Карелия и Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2005 г. N А26-4311/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника