Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 февраля 2005 г. N А66-7771/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 31.01.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области и муниципального унитарного предприятия "Красномайский комбинат коммунальных предприятий" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.10.2004 по делу N А66-7771/2004 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Красномайский комбинат коммунальных предприятий" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) от 23.07.2004 N 1015 о начислении Предприятию 58 657 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 29 401 руб. налога с продаж, соответствующих пеней, а также штрафов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 07.10.2004 суд признал оспариваемый ненормативный акт недействительным в части доначисления 58 657 руб. НДС, 11 237 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС, а также привлечения Предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату указанной суммы налога в виде 11 731 руб. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом нормы пункта 2 статьи 173 НК РФ, просит отменить решение от 07.10.2004 в удовлетворенной части заявленного Предприятием требования. По мнению налогового органа, право налогоплательщика на вычет 58 657 руб. НДС за период с января по ноябрь 1999 года утрачено в связи с истечением трехлетнего срока представления налоговой декларации после окончания соответствующего налогового периода.
В касcационной жалобе Предприятие просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, услуги бани относятся к услугам жилищно-коммунального хозяйства, поэтому сумма выручки за подобного рода оказанные физическим лицам услуги не подлежит обложению налогом с продаж.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Предприятием законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в том числе о налогах с продаж и на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 по 31.01.2004, о чем составлен акт от 28.06.2004 N 500.
В ходе проверки Инспекция, в частности, установила неполную уплату налога с продаж за 2002 и 2003 год в результате занижения налогоплательщиком объекта налогообложения по причине невключения выручки, поступившей в кассу Предприятия от физических лиц за оказанные услуги бани. Инспекция считает, что в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, услуги бани относятся к бытовым услугам по коду подгруппы 019100. Оказание физическим лицам бытовых услуг не входит в исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, установленный статьей 3 Закона Тверской области от 21.01.99 N 44-03-2 "О налоге с продаж на территории Тверской области" (в редакции от 24.01.2002 N 1-03-3).
Кроме того, по мнению Инспекции, Предприятие завысило сумму налогового вычета по НДС на 58 657 руб. по декларации за декабрь 2002 года.
По результатам проверки и представленных 12.07.2004 налогоплательщиком возражений Инспекция приняла решение от 23.07.2004 N 1015 о доначислении, в частности, сумм НДС и налога с продаж, начислении соответствующих пеней, а также привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов.
Предприятие частично не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что в декабре 2002 года Предприятие направило в Инспекцию декларацию, согласно которой к возмещению из бюджета предъявлено 1 268 488 руб. налоговых вычетов, в том числе 211 414 руб. - по НДС. На данную сумму организацией проведен зачет со стеклозаводом "Красный май" в счет платежей за производственную очистку сточных вод и коммунальные услуги за период с 1999 по 2002 годы.
Услуги, оказанные Предприятию в январе-ноябре 1999 года, налогоплательщик оплатил только в декабре 2002 года. Инспекция считает, что право на вычет 58 657 руб. НДС за этот период налогоплательщик утратил в связи с истечением срока, установленного нормой пункта 2 статьи 173 НК РФ, для подачи декларации.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные названной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Судом установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией факт оплаты услуг, оказанных Предприятию.
Таким образом, суд правомерно указал, что Предприятие обоснованно учло стоимость оказанных ему в январе-ноябре 1999 года и оплаченных только в 2002 году услуг в налоговых вычетах именно в 2002 году согласно с положениями статьи 171 НК РФ, так как именно в указанный налоговый период оно имело возможность исчислить налог в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии со статьей 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог. В силу пункта 1 статьи 354 НК РФ сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую покупателю (заказчику, отправителю).
Согласно статье 2 Закона Тверской области от 21.01.1999 N 44-ОЗ-2 "О налоге с продаж на территории Тверской области" (в редакции от 24.01.2002 N 1-03-3) объектом данного налога признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Тверской области. Операция по реализации товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных и кредитных банковских карт. Статьей 3 названного закона определен исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождены от налогообложения), в который входят операции по реализации физическим лицам жилищно-коммунальных услуг.
В данном случае объектом обложения налогом с продаж является выручка, поступившая в кассу Предприятия от физических лиц за оказанные услуги бани. Услуги бани (код 019100) в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, входят в бытовые услуги (код 010000).
Так же согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 (в редакции от 15.02.2000), услуги бань относятся к непроизводственным видам бытового обслуживания.
Услуги по бытовому (услуги бани) обслуживанию населения в перечень операций, не подлежащих налогообложению, не входят.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что услуги бани не подпадают под понятие жилищно-коммунальных услуг и, следовательно, подлежат обложению налогом с продаж.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.10.2004 по делу N А66-7771/2004 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области и муниципального унитарного предприятия "Красномайский комбинат коммунальных предприятий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. N А66-7771/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника