Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2001 г. N А56-24217/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Пастуховой М.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Лукацевича Ю.И. (доверенность от 19.09.2000 N 01/26438), от общества с ограниченной ответственностью "Двина Форест Индастри" Газимовой О.К. (доверенность от 06.09.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2000 по делу N А56-24217/00 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Двина Форест Индастри" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) об обязании возместить из бюджета 1 210 363 рубля 90 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2-й квартал 2000 года (в том числе по экспорту - 1 103 102 рубля 40 копеек; по внутреннему рынку - 107 260 рублей) с зачетом 3702 рублей 60 копеек в счет погашения недоимки.
Решением от 14.11.2000 суд полностью удовлетворил иск со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 5 и пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС"). В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда от 14.11.2000 и отказать ООО в иске. По мнению налогового органа, при вынесении обжалуемого судебного акта неправильно применены нормы материального права, поскольку "в настоящее время не сформирован источник для возмещения НДС истцу", так как не проверено фактическое поступление в бюджет уплаченных поставщикам сумм налога, а следовательно, нет оснований для возмещения НДС в порядке пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС".
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО просил оставить ее без удовлетворения, считая решения суда законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела ООО 09.08.2000 обратилось в ИМНС с заявлением N 86 о возмещении из бюджета 1 106 804 рублей 90 копеек НДС за 2-й квартал 2000 года (том. 2, лист дела 126). При этом истец в соответствии с пунктом 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) представил в налоговый орган доказательства реального экспорта товаров, оплаченных поставщикам с учетом сумм НДС.
Ответчик возврат налога не произвел, ссылаясь в письме от 18.08.2000 N 06/22951 на необходимость проведения встречных проверок "предприятий-поставщиков товаров, сырья, материалов и иных ресурсов, использованных при осуществлении экспорта" (том 2, лист дела 127).
В ходе судебного разбирательства по делу ИМНС не оспаривала правомерность использования истцом льготы, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС", как и факт уплаты им налога поставщикам материальных ресурсов в порядке пункта 1 статьи 7 названного Закона. Эти обстоятельства подтверждаются и материалами дела.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС при поставке товаров на экспорт предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно этой норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пункте 19 Инструкции N 39, изданной на основании этого Закона. Согласно названному пункту сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Указанные нормы не связывают право на возмещение НДС с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиком, являющимся самостоятельным налогоплательщиком, и, тем более, с результатами встречной налоговой проверки этих поставщиков. Право на возмещение НДС по экспортным операциям обусловлено фактом уплаты налогоплательщиком суммы НДС поставщику при оплате товара и фактом реального экспорта товара. Кроме того, в пункте 3 статьи 7 Закона указано, что зачет или возмещение из бюджета НДС при экспорте товаров производится налоговым органом в десятидневный срок со дня получения расчета налогоплательщика за соответствующий отчетный период.
Поскольку согласно акту сверки от 10.11.2000 (том 3, лист дела 14) ИМНС не оспаривает право ООО на возмещение 1 106 805 рублей НДС по экспортным операциям и 109 083 рублей - по операциям на внутреннем рынке, а также наличие у истца 3702 рубля 60 копеек недоимки по НДС, суд правомерно удовлетворил иск на основании пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС", согласно которой возникшая при экспорте товара отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов".
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2000 по делу N А56-24217/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2001 г. N А56-24217/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника