Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 февраля 2001 г. N А56-27116/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от совместного предприятия закрытого акционерного общества "ПСБ-ГЭМ-Хольц" Заднепровского М.Ю. (доверенность от 26.07.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2000 по делу N А56-27116/00 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Совместное предприятие закрытое акционерное общество "ПСБ-ГЭМ-Хольц" (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) об обязании возвратить (возместить) из бюджета 3 411 488 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортируемой продукции за июнь-сентябрь 2000 года.
Решением от 28.11.2000 суд удовлетворил иск на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О НДС").
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и отказать ЗАО в иске. По мнению налогового органа, обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением статьи 7 Закона "О НДС", согласно которой право на возмещение НДС из бюджета при экспорте товара "находится в прямой зависимости от полноты уплаты сумм НДС каждым поставщиком продвигаемого на экспорт товара", поскольку в случае неисполнения каким-либо поставщиком своих обязанностей по перечислению в бюджет полученных от покупателей сумм налога "нарушается или становится невозможным наполнение источника для возмещения сумм налога экспортеру".
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ИМНС в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ЗАО просил оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы ответчика.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, установила следующее.
Согласно материалам дела ЗАО представило в ИМНС расчеты (налоговые декларации) по НДС за июнь-сентябрь 2000 года и документы, подтверждающие реальный экспорт продукции и уплату НДС поставщикам материальных ресурсов. После этого истец обратился в налоговый орган с заявлениями о возмещении из бюджета образовавшейся за этот период вследствие реализации товаров на экспорт отрицательной разницы по НДС, которая составила 3411 488 рублей.
Письмами от 20.09.2000 NN 06/2632-06/2634 и от 09.10.2000 N 0629024 ИМНС фактически отказала ЗАО в удовлетворении его заявлений, ссылаясь на проведение встречных проверок предприятий-поставщиков материальных ресурсов, использованных истцом при производстве экспортной продукции.
Однако право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС предусмотрено пунктом 2 статьи 7 Закона "О НДС", устанавливающей порядок исчисления этого налога. Согласно названной норме Закона сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства.
Право на возмещение из бюджета НДС при поставке товаров на экспорт предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона, согласно которому в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 11.10.96 N 39" следует читать "от 11.10.95 N 39"
Применение названной нормы Закона разъяснено в пункте 19 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.96 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 Закона "О НДС". В соответствии с этим пунктом Инструкции сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Указанными нормами право на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиком, являющимся самостоятельным налогоплательщиком, и не предусматривается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при возмещении налога.
Право на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты налогоплательщиком суммы НДС поставщику при оплате товара в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом оприходования им товара.
Эти обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.
ИМНС также не оспаривает реальный экспорт продукции ЗАО, подтвержденный истцом в установленном пунктом 22 Инструкции N 39 порядке.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск, обязав ИМНС возместить ЗАО из бюджета 3 411 488 рублей НДС.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод ИМНС о том, что, если НДС не уплачен всеми поставщиками ЗАО, в бюджете "не сформирован источник для возмещения НДС истцу", поскольку образовавшаяся у налогоплательщика отрицательная разница по НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов", а не за счет сумм налога, поступивших в бюджет от поставщиков ЗАО. В связи с этим названная норма Закона устанавливает обязанность налогового органа произвести такое возмещение "в десятидневный срок со дня получения расчета (налогоплательщика) за соответствующий период".
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2000 по делу N А56-27116/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2001 г. N А56-27116/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника