Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2005 г. N А26-3586/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "Автомобильные перевозки" - Енальского Ю.А. (выписка из протокола собрания акционеров от 26.06.2002);
- от администрации МО "Город Сортавала" - Афанасьева Д.С. (доверенность от 11.01.2005);
- от Минфина РК - Кузнецова Р.Г. (доверенность от 12.01.2005),
рассмотрев 16.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2004 по делу N А26-3586/04-12 (судьи Кудрявцева Н.И., Тимошенко А.С., Шатина Г.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Автомобильные перевозки" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к администрации местного самоуправления города Сортавала (далее - Администрация) с иском о взыскании 1 251 700 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан.
Определением от 21.06.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации исковые требования и просил взыскать с ответчиков убытки в указанном размере в связи с предоставлением гражданам при взимании платы за перевозку общественным транспортом в 2003 году льгот, предусмотренных Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (95 900 руб.), "О ветеранах" (548 100 руб.), Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (33 900 руб.), Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" (573 800 руб.).
Решением от 12.07.2004 (судья Шалапаева И.В.) в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2004 решение суда отменено. Иск полностью удовлетворен в отношении Минфина РК за счет казны Республики Карелия. В иске к Администрации отказано.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Кроме того, Минфин РК полагает, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки заявленных требований.
В судебном заседании представитель Минфина РК поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представители Общества и Администрации просили оставить постановление апелляционной жалобы без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.02.2003 между Администрацией (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор об организации, осуществлении и финансировании муниципальных пассажирских автобусных перевозок на территории города Сортавала на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, по условиям которого заказчик обязался финансировать исполнителю муниципальный заказ в соответствии с Порядком выделения и расходования средств, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П.
В 2003 году Общество при взимании платы за проезд пассажиров учитывало льготы, установленные Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
В результате предоставления льгот, по мнению истца, он недополучил доходы в сумме 1 251 700 руб. Расчеты Общества неполученных доходов основаны на методике расчетов, утвержденной постановлениями Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П и от 03.03.2003 N 15-П (далее - Методика).
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции, проанализировав указанные выше нормативно-правовые акты, касающиеся предоставления льгот и порядка их возмещения из бюджетов соответствующего уровня, пришел к правильному выводу о том, что расходы истца, возникшие в результате предоставления льгот по республиканскому закону и по Федеральному закону "О ветеранах", подлежат возмещению за счет казны Республики Карелия, и правомерно удовлетворил требование в отношении Минфина РК за счет казны республиканского бюджета в сумме 1 121 900 руб., в том числе 548 100 руб. по Федеральному закону "О ветеранах" и 573 800 руб. по Закону Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
В то же время кассационная инстанция не может согласиться с постановлением апелляционной инстанции в части взыскания с Минфина Республики Карелия за счет республиканского бюджета денежных средств в размере 129 800 руб. (95 900 руб. по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и 33 900 руб. по Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей") ввиду следующего.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Порядок возмещения предприятиям и организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением льгот некоторым категориям граждан, определяется соответствующими нормативными актами, в которых указываются источники финансирования конкретных расходов.
Как видно из материалов дела, расчет цены иска в размере 129 800 руб. по названным Закону и Указу произведен истцом в соответствии с постановлениями Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П и от 03.03.2003 N 15-П "О порядке выделения и расходования средств республиканского бюджета на реализацию льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и республиканским законодательством".
Порядка, установленного федеральным законодателем, не имеется.
Расходы, возникшие в результате предоставления льгот по названным федеральному закону и Указу Президента, должны производиться за счет казны Российской Федерации.
Доводы Минфина РК относительно того, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, несостоятельны, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.204 по делу N А26-3586/04-12 изменить, изложив пункт 2 его резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет республиканской казны в пользу закрытого акционерного общества "Автомобильные перевозки" 1 121 900 руб. компенсационных выплат за предоставление льгот по перевозкам. В остальной части иска к Министерству финансов Республики Карелия отказать".
В остальной части постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2005 г. N А26-3586/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника