Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 февраля 2005 г. N А42-7470/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 07.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 5 по Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.04 по делу N А42-7470/04-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Межрайонная инспекция N 5 по Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - Компания) 2 807 руб. 40 коп. налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.09.04 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом положений пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пунктов 4 и 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган считает, что кассовый чек является первичным учетным документом, подтверждающим оплату товаров (работ, услуг). Поскольку в чеках контрольно-кассовых машин и приходных кассовых ордерах не выделена сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС), то налогоплательщик, по мнению инспекции, неправомерно предъявил к возмещению НДС на основании данных документов.
Налоговая инспекция и Компания о времени и месте слушания кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Компания 18.12.03 представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за ноябрь 2003 года, а 12.01.04 уточненные декларации по НДС за сентябрь и октябрь 2003 года. После проверки правильности определения налоговых вычетов, налоговая инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение пункта 4 статьи 168 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации Компания необоснованно включила в налоговые вычеты 14036 руб. 68 коп. НДС (2927 руб. 03 коп. за сентябрь, 7 968 руб. 97 коп. за октябрь и 3 140 руб. 68 коп. за ноябрь 2003 года), так как в чеках контрольно-кассовых машин и в приходных кассовых ордерах суммы НДС не выделены отдельной строкой.
Налоговая инспекция направила Компании письмо от 05.03.04 N 02-34/3223, в котором поставила налогоплательщика в известность об обнаружении в его действиях состава налогового правонарушения и открытии в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении. Решением налогового органа от 16.03.04 N 229 Компания привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и ей начислен штраф в размере 2 807 руб. 40 коп. Требованием от 17.03.04 N 94 налоговый орган предложил налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговых санкций в срок до 27.03.04 (лист дела 20). В связи с неуплатой штрафа ответчиком налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал налоговой инспекции во взыскании штрафа.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями для произведения вычета налога на добавленную стоимость по товарам являются фактическая оплата приобретенных для продажи товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, в котором указана сумма НДС. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю, согласно пункту 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.
В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим покупателю основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура. При составлении счетов-фактуры должны быть выполнены требования к их составлению, предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Как видно из материалов дела, Компания приобретала товары за наличный расчет. Оплата приобретенных товаров оформлена чеками контрольно-кассовых машин, приходными кассовыми ордерами; в указанных платежных документах НДС отдельной строкой не выделен. Однако во всех этих случаях были оформлены в установленном порядке счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой. Кроме того, налогоплательщик представил суду первой инстанции справки своих поставщиков, согласно которым товар с налогом на добавленную стоимость по данным счетам-фактурам оплачен покупателем полностью, включен поставщиками в книги продаж и соответствующие суммы налога уплачены поставщиками в бюджет. Кроме того, стоимость приобретенных Компанией товаров совпадает с фактически уплаченными ею с учетом НДС суммами по счетам-фактурам.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.09.04 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-7470/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 5 по Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2005 г. N А42-7470/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника