Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2001 г. N А44-1931/00-С14-к
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Закордонской Е.П.,
судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П.,
при участии представителей
истца - не явились,
ответчика - Архангельская Т.А. (дов. от 19.01.2001 N 11-2),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение от 16.10.2000 (судьи Янчикова Н.В., Дегтев А.В., Чепрасов А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1931/00-С14-к,
установил:
Открытое акционерное общество "Мостострой-6" Новгородский филиал "Мостоотряд-75" (далее ОАО "Мостострой") обратилось в арбитражный суд с иском к Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее фонд ОМС) о признании недействительным постановления о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по уплате страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования от 05.07.2000 N 1585, согласно которому ОАО "Мостострой-6" предложено перечислить недоимку в размере 197 120 рублей 76 копеек пени 597 135 рублей 05 копеек и штраф в размере 16 762 рублей 40 копеек в Новгородский областной фонд ОМС и Федеральный фонд ОМС.
Фонд ОМС обратился с иском к ОАО "Мостострой-6" о взыскании страховых взносов, пени и финансовых санкций на обязательное медицинское страхование в размере 697 705 рублей 32 копеек.
Решением суда от 16.10.2000 признано недействительным постановление Областного фонда ОМС от 05.07.2000 N 1585. Областному фонду ОМС в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд ОМС просит отменить решение суда, считая его неправомерным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Судом дана неверная оценка произведенных выплат в пользу работников. Произвольное толкование выплат компенсационного характера позволяет выводить из обложения страховыми взносами значительные средства, поскольку любые расходы работника с последующим их возмещением организацией, следовало бы расценивать как компенсационные.
Законность обжалуемого решения проверена кассационной инстанцией.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя фонда ОМС от 28.08.99 N 2168 была назначена документальная проверка АООТ "Мостоотряд-75" филиала ОАО "Мостострой-6". По результатам проверки составлен акт от 30.06.99 N 837.
Как следует из акта ОАО "Мостострой-6" в период с 01.10.96 по 31.08.99 был сокрыт фонд оплаты труда, на 2 328 158 рублей, включающий выплаты в виде компенсации на удорожание питания - 2 036 915 рублей, материальную помощь к отпуску 20066, компенсации за приобретение строительных материалов работникам, частичной компенсации расходов при приобретении жилья в собственность работников, нотариальные услуги - 271 178 рублей.
На указанные выплаты фонд ОМС доначислил страховые взносы в сумме 83 812 рублей. По результатам проверки руководителем фонда ОМС вынесено постановление от 05.07.2000 N 1585 о привлечении ОАО "Мостострой-6" к ответственности за нарушение по уплате страховых взносов в фонд ОМС.
В соответствии с ФЗ от 21.12.95 N 207-ФЗ, ФЗ от 05.02.97 N 26-ФЗ, ФЗ от 08.01.98 N 9-ФЗ тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018, предусмотрено также, что страховые взносы начисляются в установленных законодательством РФ размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Согласно статье 4" следует читать "Согласно статье 1"
Согласно статье 4 ФЗ от 04.01.99 N 1-ФЗ установлено, что облагаемой базой для начисления страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются выплаты а денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Законом предусмотрено, что в 1999 году сохранены порядок и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС, действовавшие в 1998 году, т.е. и в 1999 году основанием для исчисления страховых взносов, в фонды ОМС, являются только оплаты, начисленные работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно статье 77 КЗоТ РФ выплаты работникам относятся к оплате труда только тогда, когда они зависят от личного трудового вклада и качества труда работника.
Судом первой инстанции полно и всесторонне оценены материалы дела, сделаны правильные выводы о том, что указанные компенсационные выплаты не относятся к оплате труда.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018, страховые взносы не начисляются на другие выплаты, носящие компенсационный характер. Судом первой инстанции установлено, что компенсация за удорожание стоимости обедов не связана с должностным окладом или тарифной сеткой работников, выплачивалась независимо от количества проработанных дней в месяц, следовательно на данные выплаты не начисляются страховые взносы.
Правильным является и вывод суда, что материальная помощь к отпуску выплачиваемая работникам, никак не зависела от личного трудового вклада и качества труда, выплачивалась не по требованию работника как заработная плата, а по его личному заявлению. Указанная материальная помощь выплачивалась из фонда потребления.
Согласно пункту 9 Инструкции N 1018 оплата части расходов работниками при приобретении стройматериалов относится к компенсационным, поскольку эти расходы не связаны с выполнением трудовых обязанностей.
А так же, пунктом 9 Инструкции N 1018 предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на стоимость бесплатно предоставляемых квартир. ОАО "Мостострой-6" осуществляло продажу квартир своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Коллективным договором, и данные компенсации не связаны с выполнением трудовых обязанностей работника.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на ФЗ от 09.07.99 N 154-ФЗ, согласно которому органы внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и наделены полномочиями налоговых органов.
Суд также сделал правомерный вывод, что постановление от 05.07.2000 о привлечении налогоплательщика к ответственности как итоговый документ, завершающий производство по делу о налоговом правонарушении, вынесено и оформлено с грубыми нарушениями требований НК РФ, фондом ОМС нарушены нормы статей 70, 100, 101, 104, 115 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы несостоятельны, оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.10.2000 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1931/00-С14-к оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.П.Закордонская |
И.П.Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2001 г. N А44-1931/00-С14-к
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника