Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2001 г. N А42-6715/00-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Клириковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2000 по делу N А42-6715/00-3 (судья Дмитриевская Л.Е.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - ИМНС Мурманска) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Дорсервис" (далее - МУП "Дорсервис") о взыскании 10 000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Решением от 21.12.2000 суд отказал в иске, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения МУП "Дорсервис" к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Мурманска просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением положений статьи 83 НК РФ, и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС Мурманска, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее.
Решением от 26.05.2000 N 8 ИМНС Мурманска привлекла МУП "Дорсервис" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, в виде взыскания 10 000 рублей штрафа за нарушение установленного пунктом 5 статьи 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе транспортного средства - автомашины ЗИЛ-431419. При этом истец указал на то, что названная автомашина зарегистрирована в ГИБДД УВД Мурманской области 09.11.99, а заявление МУП "Дорсервис" о постановке на налоговый учет поступило в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства только 24.04.2000.
Ссылаясь на неисполнение МУП "Дорсервис" предложения налогового органа добровольно уплатить установленную пунктом 2 статьи 116 НК РФ налоговую санкцию, ИМНС Мурманска в порядке статьи 104 НК РФ обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика 10 000 рублей штрафа.
Суд решением от 21.12.2000 обоснованно отказал ИМНС Мурманска в иске со ссылкой на то, что МУП "Дорсервис" до регистрации транспортного средства уже состояло на налоговом учете в ИМНС Мурманска по месту своего нахождения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующем налоговом органе, где ему согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
При этом в абзаце 2 пункта 1 статьи 83 НК РФ указано, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Таким образом, названной нормой установлен перечень налоговых органов, в которых организация должна встать на, учет в качестве налогоплательщика (помимо обязательной постановки на учет в налоговом органе по месту своего нахождения) при наличии у нее оснований для постановки на учет в другом налоговом органе. При этом в пунктах 3, 4 и 5 статьи 83 НК РФ в том же порядке предусмотрены разные сроки подачи организацией заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика в каждый налоговый орган при наличии на это оснований.
Согласно материалам дела МУП "Дорсервис" в качестве налогоплательщика с 28.10.99 состоит на учете в ИМНС Мурманска по месту своего нахождения, в связи с чем ему присвоен единый идентификационный номер 5192120354 (лист дела 7). В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ для целей названной статьи местом нахождения транспортных средств признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества.
В данном случае место государственной регистрации принадлежащего ответчику транспортного средства совладает с местом его нахождения, но предприятие уже состоит на учете в ИМНС Мурманска в качестве налогоплательщика с 28.10.99, а следовательно, МУП "Дорсервис" не обязано вновь подавать заявление о постановке на учет в ИМНС Мурманска.
При таких обстоятельствах в действиях ответчика отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 116 НК РФ, что согласно пункту 1 статьи 109 НК РФ является основанием для освобождения его от налоговой ответственности. Поэтому суд правомерно решением от 21.12.2000 отказал ИМНС Мурманска в иске о взыскании штрафа с МУП "Дорсервис".
Кассационная инстанция считает несостоятельными доводы жалобы ИМНС Мурманска, которые фактически сводятся к тому, что налогоплательщик обязан каждый раз вставать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения при появлении у него недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по месту его нахождения. Эти доводы истца противоречат положениям пункта 1 статьи 23 и статьи 83 НК РФ. Более того, согласно пункту 2 статьи 83 НК РФ постановка организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС Мурманска, а обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2000 по делу N А42-6715/00-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2001 г. N А42-6715/00-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника